Top.Mail.Ru

  • 8 (39161) 2-27-74
  • Касса: 10:00-18:00 кроме понедельника, обед с 13:00 до 14:00

logonew2

КАНСКИЙ ДРАМАТИЧЕСКИЙ ТЕАТР

СКЕЛЛИГ. ПОЧЕМУ ЛЮДИ НЕ ЛЕТАЮТ?

Владимир Колпаков, фото автора.

12.10.2017 00:00

Скеллиг. Почему люди не летают?

7 октября состоялось открытие 111-го сезона Канского театра драмы. Открылся он премьерным спектаклем «Скеллиг» по книгам Дэвида Алмонда в пересказе Ольги Варшавер и Татьяны Тульчинской.

 

Затейливый рисунок постановки, исполненной режиссером Максимом Соколовым и художником Анастасией Юдиной, показался мне исключительно интересным. Живой, подвижный, в некоторой мере таинственный, не лишенный философских размышлений, с множеством нововведений. А еще музыка, танцы, весьма примечательный ритмический строй...

Спектакль получился по-настоящему зрелищным, даже завораживающим. Чего стоит один только выезд на авансцену реального автомобиля или появление огромной (пусть и надувной) копии знаменитой бразильской статуи Христа-Искупителя, оригинал которой установлен на вершине горы Корковаду в Рио-де-Жанейро. Быть может, спектакль в какой-то мере гротескный, но гротеск этот не лишен вкуса и не раздражает, не настораживает, но уводит в какую-то невероятную сказку, с долей иронии, иносказаний, над которыми стоит поразмыслить.

Обратимся к первоисточнику. Дэвид Алмонд — английский писатель, известный, прежде всего, как автор произведений, ориентированных на детскую и подростковую аудиторию, написанных в жанре магического реализма. «Скеллиг» - первый детский роман писателя, вышел в свет в 1998 году. Книга получила широкий успех, на основе ее сюжета был снят одноименный фильм, возникла театральная постановка и опера. В 2010 году Алмонд стал лауреатом премии имени Ганса Андерсена - высшей награды в мире детской литературы. А всех его наград не перечесть.

Начинается книга с того, что главный герой, мальчик Майкл, вместе с родителями переезжает в другой дом, находящийся в обветшалом состоянии. Переезд - вынужденная мера, ведь в семье должен появится еще один ребенок, а прежний дом был бы слишком тесен для двух детей.

Новый дом - излюбленный прием многих американских и западных авторов. Сколько заброшенных домов мы посетили со Стивеном Кингом, другими писателями, сколько увидели в фильмах. В иных обитает страх и ужас, другие более гостеприимные. В «Скеллинге» Майкл очень скоро понимает, что в старом сарае кто-то живет. Этим кто-то оказывается Скеллиг, обессиленный человек, имеющий крылья, как у птицы или ангела, и поедающий насекомых, слизней и мышей. Родившаяся сестричка Майкла слаба здоровьем, велика вероятность, что ребенок погибнет. Майкл и его подруга Мина, догадывающиеся, что Скеллиг в действительности является ангелом, умоляют его помочь и спасти девочку. Тот полон сомнений. Майкл и Мина думают, что он может все, но попросту потерял веру в себя. Ради спасения сестры мальчик решается на отчаянный шаг: он прыгает с крыши, рассчитывая на то, что Скеллиг спасет его. Так и выходит. После спасения Майкла Скеллиг вновь обретает веру и исцеляет девочку. Но затем покидает Майкла и Мину, несмотря на то, что они стали для него друзьями.

Такова главная канва произведения и отправная точка поставленного в Канске спектакля. Спектакль есть спектакль, некоторые сюжетные повороты его читаются достаточно четко, о других приходится догадываться, прочитывать в схематике заданных условно сцен, что вовсе не ухудшает спектакля, подчеркивает его динамику, лишает ненужных бытовых признаков. Так рождается сценическая версия истории, рассказанной писателем, где многие повороты сюжета заменены эффектными пластическими или вокальными фрагментами. Что-то пролистывается очень быстро, на чем-то неоднократно заостряется внимание.

Например, для чего человеку ключицы? Оказывается, по легенде, когда-то к ключицам крепились крылья – настоящие, как у ангелов. Крылья на самом деле появляются у уродливого, жутковатого Скеллига (арт. Руслан Губарев), живущего в ветхом сарае. На каком-то этапе выясняется, что он – ангел и что возможность летать для него не столь уж необычна. В том есть некоторая невероятность и восторг, заставляющий зрителя хоть на мгновенье отрешиться от земных стандартов, поверить в немыслимое, обрести желание полета, преодолеть гравитацию стереотипов вслед за главными героями - Майклом (арт. Евгений Музыка) и Миной (арт. Анастасия Сафронова). Быть может, главная задача спектакля в том и состоит: заставить зрителя по-другому взглянуть на мир, определить главные ценности.

«Почему люди не летают?» – спрашивала героиня известного романа. Прошло более века с тех пор, но вопрос не утратил актуальности. Нас по-прежнему тянет в высоту. Нам все так же хочется чуда. Сценическая версия Максима Соколова нас постоянно подталкивает к этому, «чудеса» и неожиданные решения поджидают на протяжении всего действа. Не успеваешь привыкнуть к одному, как удивление вновь озаряет видение, и так - бесконечно.

©2024 Канский драматический театр. Все права защищены.