Top.Mail.Ru

  • 8 (39161) 2-27-74
  • Касса: 10:00-18:00 кроме понедельника, обед с 13:00 до 14:00

logonew2

КАНСКИЙ ДРАМАТИЧЕСКИЙ ТЕАТР

Среди немногих городов края и Сибири Канску посчастливилось быть театральным городом. В 2007 году театр отметил свой столетний юбилей. А начиналось всё так....
5 апреля 1907 года Енисейской губернской канцелярией зарегистрировано Канское "Общество любителей драматического искусства, музыки и пения". Именно с этой даты театр и ведёт свою историю. В краевом государственном архиве удалось найти и Устав этого общества. Первым пунктом Устава было записано: "Общество учреждается в городе Канске и имеет целью путём устройства спектаклей и концертов оказывать материальную поддержку делу народного образования и благотворительность учреждениям города". 1907 год - особенный в истории нашего города. Несмотря на политические волнения, это был период большого экономического развития. На посту городского головы с 1903 года стоял умный и деятельный человек, большой патриот Канска - Иоким Трофимович Шахматов. В период с 1903 по 1907 гг. ему удалось объединить усилия канских промышленников и купцов на строительство гостиных рядов, реального училища. Надо полагать, что и Общество любителей драматического искусства, музыки и пения создавалось не без участия городского головы.
В государственном архиве мы нашли и первые отчёты о спектаклях. 14 января 1907 года любителями драматического искусства был дан спектакль, вырученные средства от которого пошли на помощь пострадавшим от неурожая жителям Самарской губернии. Распорядительницей спектакля выступила Е.М. Дорофеева, владелица ресторана "Золотой лев". Спектакль проходил в помещении Канского Общественного собрания. Гостей развлекал полковой хор 32-го Восточно-Сибирского полка. Вырученные деньги (118руб.65 коп.) были перечислены в Канское казначейство для дальнейшего их перевода в Самару.
Говоря о создании в городе Общества любителей театра, надо помнить и о деятельности нашего земляка в Красноярске П.И. Гадалова. В 1902 году он первым из красноярских предпринимателей вложил крупную сумму на постройку народного дома - театра в Красноярске (ныне театр им. А.С. Пушкина). Кроме того, он сам был участником спектаклей и считался хорошим исполнителем. Думается, что пример П.И. Гадалова оказался решающим и в Канске.
По некоторым сведениям, именно приказчики торгового дома Гадаловых в Канске составили первую труппу в городе. На эту мысль наводит и биография известного артиста, знакового для театра человека Я.К. Кононенко.
Родился он в 1888 году в г. Можайске, Московской области. С 12 лет работал мальчиком-половым в трактире в Москве, потом приказчиком в Омске. Грамоту постиг самостоятельно. С 1911 года - в Красноярске приказчиком у купца Савельева, затем приказчиком у Гадалова в Канске. С юности мечтал стать артистом. За годы сценической деятельности в профессиональном театре сыграл около 400 ролей. В 1912 году он работал приказчиком в торговом доме Гадаловых и участвовал в любительских спектаклях. К сожалению, документов немного. Известны лишь несколько имён любительской труппы, которые остались в воспоминаниях Я.К. Кононенко: Татьяна Щербакова, Ольга Бронская, Ольга Домбровская, Борис Фризинский, Пётр Лавриков. Именно Я.К. Кононенко в 1920 году и пригласил на разговор председатель Канского реввоенсовета Василий Яковенко и предложил создать профессиональный театр. Только что закончилась Гражданская война, в городе свирепствовали голод и тиф, разруха и депрессия. Но Яковенко знал, что театр способен поднять дух народа. Тем временем Кононенко поехал в Иркутск и пригласил первого профессионального режиссёра Майданского, актрису Снежинскую. По рассказам ветеранов из Иркутска в Канск приехало человек пять, вместе с местными любителями они составили первую профессиональную труппу. Ревком выделил театру здание бывшего Общественного собрания в центре города, в котором затем он располагался долгие годы. Уютный зал с ярусом и балконом вмещал до 200 зрителей. 20 октября 1920 года состоялась премьера спектакля "Смертельный поцелуй". По воспоминаниям ветеранов публика долго не отпускала актёров со сцены, а поздно вечером благодарные зрители с зажженными факелами провожали их по домам. В первые годы были
поставлены спектакли "Лес", "Без вины виноватые", "На бойком месте" А. Островского "Последние", "на дне" М. Горького "Коварство и любовь" Ф. Шиллера, "Любовь Яровая" К. Тренёва.
В тридцатые годы режиссёром в театре служил Евгений Пасхалов-Фат, человек широкой эрудиции, при котором был создан театральный салон. Труппа в те годы насчитывала 35-45 человек, в репертуаре были спектакли "Пётр Первый", "Екатерина Вторая"…. В 1933 году впервые на сцену Канского театра вышел Иван Кузьмич Маслов, ставший на десятилетия ведущим актёром и живой его историей. Маслова заметили в Минусинске наши актёры, будучи там на гастролях. Он понравился канским артистам, и ему предложили работу.
Вскоре он стал любимцем публики. Из театра он выходил только на войну, а после победы вернулся и ещё долгие годы работал. Он запомнился зрителям в образах матроса Шванди ("Любовь Яровая"), Луки ("На дне") М. Горького, Щукаря ("Поднятая целина")…

 

Иван Кузьмич Маслов был удостоен звания Почётного гражданина г. Канска. К 1940 году городской театр стал неотъемлемой частью культуры в Канске. 10 сентября состоялось открытие нового сезона 1940-41года. Открылся сезон премьерой "Мой сын" Геркеля. В сезоне шли "Без вины виноватые" А. Островского, "Овод" Э.Л. Войнич, "Коварство и любовь" Ф. Шиллера, "Как закалялась сталь" Н. Островского…Не закрывался театр и в годы Великой Отечественной войны. Некоторые актёры и
работники театра ушли на фронт, но в Канск был эвакуирован Грозненский драматический театр.
В послевоенный период режиссёром стал отличный педагог и мастер своего дела Е.Майданский. В репертуаре того сезона весёлые спектакли, "Свадьба в Малиновке", "День чудесных обманов", "День отдыха"…. Театр помогает своему зрителю вернуться к мирной жизни, в которой главными ценностями являются семья, любовь, дружба, труд. В 1949 году новый сезон театр начинает работу во главе с новым режиссёром А.Ц. Бородецким. Творческий путь Александра Цальевича Бородецкого начался в Иркутском ТЮЗе. Потом были Красноярский и Ачинский театры. О нём вспоминают как о мастере тонкой работы с артистами, опытном психологе и педагоге. Под его руководством театр осуществил следующие постановки: "Ревизор" Н. Гоголя, "Мачеха" О. Бальзака, "На бойком месте А. Островского, "Отелло" В. Шекспира, "Кремлёвские куранты" Н. Погодина. Художником в театре после войны долгие годы был Заслуженный работник культуры Андриан Жилкин.

А.Г .Жилкин

Фотография  А.Г .Жилкин

                

 

Фотография Коллектив театра1938 год

Коллектив театра на гастролях. 1938 год

В 50-60 годы шли следующие спектакли: "Персональное дело" А. Штейна, "Блудный сын" Э. Ряннета, "Филумена Мартурано" и другие. Держалась прекрасная труппа. А новый сезон 1956-57гг. открыли спектаклем "Олеко Дундич" Каца и Ржешевского с Ю.А. Аскаровым в главной роли. Спектакль был блистательный, ставший большим и ярким событием в культурной жизни города. Следующей выдающейся работой Ю.А. Аскарова в Канском театре была роль Чацкого в комедии А. Грибоедова "Горе от ума". Его Чацкий ироничен, нетерпим, разочарован и горд, но и влюблён…. Аплодируя Ю.А. Аскарову, лишь немногие знали его судьбу. В те годы было принято говорить и писать о недавних репрессиях. В 9 лет сыграл свою первую роль, в 17 лет поступил в мастерскую В. Сафонова школы-студии при Ленинградском большом драматическом театре и закончил на "отлично". Работал в Мурманском театре, откуда был призван на службу. Военные годы - армейская самодеятельность. Но дальше…имя ли Юсуф-али, работа ли в годы войны, когда по заданию политотдела обеспечивал культурную программу английских лётчиков, стали причиной…. Только в итоге 10 лет лагерей. Но судьба, однажды избрав его артистом, не оставила и в лагере. Лагерный театр в посёлке Абизь Коми АССР-200 человек, где было 35 профессиональных музыкантов, среди которых будущий блистательный дирижёр Ю.В. Силантьев, режиссёр - Леонид Оболенский…. В лагерном театре Аскаров скоро стал ведущим артистом, благодаря театру выжил физически, сохранил душу.
Его Олеко Дундич был замечен в Красноярске во время фестиваля, и Ю.А. Аскарова приглашают на работу в краевой театр. Через 15 лет он вернётся в театр уже заслуженным артистом РСФСР и главным режиссёром театра. В сезон 1958-59гг. в театр прибыл режиссёр П.Н. Розанов. Новый человек - новый почерк, новая эстетика. В 1959 году на Канской сцене он решился поставить спектакль "Вечный источник".

Фотография Коллектив театра1950 год

Дорога на гастроли

Дорога на гастроли 1952 год.

Не каждому театру и не каждому актёру разрешалось играть вождя: требовалось разрешение партии. Георгий Никандрович Сальников закончил театральную студию в г. Ростове-на-Дону, работал в театрах Ульяновска, Фрунзе, Северодвинска. Георгий Никандрович Сальников вместе со своей женой Верой Яковлевной работал в Канском театре двадцать лет, создал много интересных ролей, среди которых не только образ В.И. Ленина, но и Матвея Журбина в " Семье Журбиных", дяди Коли в "Истории одной любви", председателя колхоза в " Цыгане" и другие. Артист многогранного дарования, он блестяще исполнял комедийные роли, которые принимались зрителем безоговорочно.
20 декабря 1970 году театр отметил 50 летие своего театра. За 50 лет театр осуществил постановку 549 пьес и сыграл 25 тысяч спектаклей, на которых побывало 7 миллионов зрителей. Фотография  Г. Н. Сальников

Фотография  В. Я. Сальникова

 

Фотография  Коллектив театра 1965 год

В канун Первомая 1973 года отметили 50 летие сценической деятельности Ирины Ивановны Белозёровой. В Канском театре она появилась в 1961 году уже зрелой артисткой. В период работы в нашем театре ей поручались в репертуаре ведущие роли. К наиболее блистательным относили роль Терезы в спектакле "День рождения Терезы". Совершенным контрастом явилась Лиза в "Потерянном сыне", где ей удалось сыграть мягкий и проникновенный образ. Много лет Ирина Ивановна была душой театра, наставницей молодых артистов.
С нового сезона 1972-73 гг. главным режиссёром назначили Юсуфа Алиджановича Аскарова. Он ворвался в театр как смерч. Вихрь. Его энергия, идеи, умение работать с актёрами - всё было ярко, свежо, колоритно и азартно. Ю.А. Аскаров ставил спектакли и сам играл ("Вожак", "Интервью в Буэнос-Айресе", "Дипломат"). Это были крупные театральные полотна. Пять лет работы Юсуфа Алиджановича Аскарова в Канском театре - грандиозная роль, которой он поднял на крыло театр.
Примерно в это же время в театр приезжает будущая звезда нашей сцены Е.Г. Мичкова. Для Екатерины Григорьевны сцена была привычной со школьных лет, в художественной самодеятельности она была первой и самой яркой.

Е. Г. Мичкова

В театральную студию Челябинского драматического театра поступила сразу и навсегда осталась в профессии. В Канск Екатерина Григорьевна приехала зрелой артисткой с большим репертуаром, и ей сразу предложили роль героини в спектакле "Интервью в Буэнос-Айресе" Г. Боровика. Потом были крупные роли в спектаклях "Вожак", "Дикарь", "Хитроумная влюблённая", "Проделки Ханумы", "Стихийное бедствие" и многих других. Яркая, талантливая, органичная, зажигательная, внимательная - такой она запомнится нашему зрителю. В вечерних спектаклях она была бесспорная героиня. К званию заслуженной артистки её представили в 1992 году.

 

Коллектив театра 1975 год

В 1979 на службу Мельпомене заступает молодой артист В.И. Васин. Василий Иванович Васин в Канском государственном драматическом театре работает тридцать семь лет. Для артиста этот срок - уже судьба. В 2005 году Василию Ивановичу было присвоено звание Заслуженного артиста России. Оглядываясь в детство, он признается, что не мечтал о профессии артиста, хотя сцена была его местом привычным и любимым. В деревне Восточное Уярского района художественная самодеятельность была так широко развернута, что большинство детей находили применение своим способностям. Среднюю школу заканчивал в соседнем селе Толстихино в 16 лет. Учителя, зная его способности в учёбе и организаторские способности и возможности, пророчили в педагоги, а он решил на юрфак. Когда приехал в университет, там уже шли экзамены. Лишь бы год не пропустить, так попал на механическое отделение строительного техникума. Но судьба есть судьба, и вскоре он подаёт документы в театральное училище и был зачислен на курс к знаменитому педагогу К.С. Вощикову. По окончании института приехал в Канск. Первой большой ролью Васина в Канском театре был Глумов в спектакле "Бешеные деньги" А. Островского. Всего В.И. Васиным сыграно более 100 ролей.
В перестроечное время главным режиссёром театра становится А.П. Глухов. Невероятно увлечённый человек, он сумел повести за собой коллектив. Шли спектакли "Дикарь" Касоны, "Лекарь поневоле" Ж. Мольера.... По итогам смотра-конкурса театров края: артист театра Андрей Луканин получил диплом в номинации "Лучшая мужская роль в театральном сезоне 1989 -1990гг." и был премирован творческой командировкой в Москву на десять дней. За десять лет работы в театре А.Е. Луканин сыграл более 40 ролей, получив квалификацию мастер сцены. Однако, несмотря на успешную работу, артиста не оставляла мысль о режиссуре. А.П. Глухов не боялся новых имён; учился сам, (ездил на стажировку в Москву к Марку Захарову), давал возможность ставить молодым. В годы его работы пришёл в режиссуру А.Е. Луканин, ставила спектакли Е.Г. Мичкова. После А.П. Глухова на пост главного режиссера заступил Владимир Николаевич Карпович. С ним приехали артисты Павел Рубан, зас. арт. Казахстана Л.А. Фёдорова, Ирина Батракова, Галина Латышева. В Канске В.Н. Карпович осуществил постановки спектаклей "Семейный портрет с посторонним" С. Лобозёрова, "Лукреция Борджиа" В. Гюго, "Корабль дураков" Н. Коляды, "Чио-чио Саня" Г. Башкуева…

 

В.Н. Карпович

Л.А. Федорова

А. Луканин

А.Е. Луканин

В 1994 году А.Е. Луканин заканчивает высшие режиссёрские курсы под руководством Ю.И. Ерёмина и М.М. Новохижина и проходит стажировку в Московском театре им А.С. Пушкина. В 1997 году краевым управлением культуры А.Е. Луканин был назначен главным режиссёром Канского театра и оставался на посту до 2018 г. За годы работы поставил более 50 спектаклей, многие из которых отмечены на фестивалях и смотрах: "На бойком месте" А. Островский, "Зверь" М. Гиндин, В. Синакевич, "Эти свободные бабочки" Л. Гёрш, "Полковник Птица" Х. Бойчев, "Подсобное хозяйство" В. Жеребцов…В 2008 году сменился директор театра, в театр пришёл В.В. Мясников. В прошлом выпускник Иркутского театрального училища, руководитель курса В.В. Кокорин. Молодой, амбициозный, он всколыхнул размеренную жизнь театра. Его стараниями буквально через год на базе нашего театра прошла первая "Канская театральная лаборатория". Её идейным организатором был Владимир Вадимович Мясников, который сумел убедить приехать в наш город известных, знаменитых режиссёров: засл. деятель искусств Г.Р. Тростянецкого, В.В. Кокорина, ведущего критика страны О.С. Лоевского. Были проведены мастер-классы, круглые столы, и, конечно же, читки. Молодая команда петербуржских режиссёров представила свои работы: "Мать" М. Равенхилла режиссёрская работа С. Александровского, "Пять двадцать пять" Маша Романова, "Убийца" Е. Насиров.
"Канская театральная лаборатория" имела широкий резонанс в прессе. По итогам лаборатории спектакль-читка "Мать" была приглашена на фестиваль "Малых городов России" г. Лысьва. И уже в июне 2010 года группа артистов выехала на фестиваль. По рассказам самих артистов спектакль нашего театра принимали очень хорошо, а исполнительница главной роли (Матери) арт. Ирина Шудрова получила "Спец.приз председателя жюри фестиваля". Чуть ранее в апреле 2010 года в театре прошла премьера спектакля "Отелло" У. Шекспира в постановке молодого петербуржского режиссёра Р. Ильина. Спектакль не похожий ни на один из тех, что ставились театром прежде. В нём слились в единое целое: музыка, пластика и слово. "Отелло" У. Шекспира по праву можно считать одним из лучших спектаклей театра уходящего сезона. В июле ещё одна громкая премьера "Мэри Поппинс" по повести П. Трэверс. Эта "невероятная история" была по достоинству оценена зрителями, к слову сказать, вспектакле заняты дети из разных хореографических и вокальных коллективов города. В январе 2010 года прошла 2 театральная лаборатория. Может быть не столь представительная, по количеству известных имён, но не менее значимая для коллектива театра.

Мастер-класс В.В. Кокорина

trostyanecki.gif

Мастер-класс Г.Р. Тростянецкого

 

Читка "Мать"

Сцена из спектакля "Отелло"

В апреле 2011 года со спектаклем "Отелло" коллектив театра выезжает в Москву для участия в фестивале "Золотая маска".
(Из книги Л.И.Фирсанковой "Канск театральный")

©2024 Канский драматический театр. Все права защищены.