Top.Mail.Ru

  • 8 (39161) 2-27-74
  • Касса: 10:00-18:00 кроме понедельника, обед с 13:00 до 14:00

logonew2

КАНСКИЙ ДРАМАТИЧЕСКИЙ ТЕАТР
Правильные пацаны
Александр ШЕСТЕРИКОВ
27 Сент. 2016

В Канском драматическом театре поставили спектакль по рассказам Захара Прилепина, одного из самых блестящих русских писателей, живущих в наше время.

Фото Александра ШЕСТЕРИКОВА.

 

 

За Захара!

Решив написать этот текст, я захотел еще раз глянуть сборник, прочитанный лет восемь назад. Чтобы освежить воспоминания, возродить в памяти эти тексты. Что-то, может быть, для себя понять, а если всё было понято еще тогда, то просто вернуться в этот мир, который отчасти создавали на сцене Канского драмтеатра. Заглянул, да так и остался в нём, слово за слово, рассказ за рассказом, пока не прочитал его весь.

Фото Александра ШЕСТЕРИКОВА.

 

Язык Прилепина такой образный и снайперски точный, что кажется, будто автор всегда находится на месте описываемых событий. Поэтому картинка передается одновременно с по-телевизионному доступной простотой. Без вертлявой избыточности. Такая бывает у людей, слишком перечитавших в своей жизни разных книжек. При этом напрочь картинки Прилепина лишены штампов и прочей банальщины. Жизненный опыт писателя чаще всего погружает нас в события, которым мы являемся современниками, а его герои - люди, живущие вокруг нас, поэтому здесь особенно четко видно, как Захар нам не врёт. И язык, и герои, и фирменный прилепинский нарратив - это всё то, за чем ты идешь на спектакль по книге этого писателя. (Если ты конечно знаешь, на что именно ты идешь).

Фото Александра ШЕСТЕРИКОВА.

 

 

Потому что если не знаешь, ты можешь принять постановку «Пацанские рассказы» за очередную, уже поднадоевшую, кстати, пародию на гопников, уличных хулиганов, этих персонажей в спортивных штанах, курящих на корточкам возле обсиканных ими же торговых павильонов. И если думать, что спектакль Даниила Чащина - это снова народная юмореска про Башку и Ржавого из «Даёшь молодёжь!», скетч-шоу телеканала СТС, то, наверное, премьерная постановка может даже и проиграет Ржавому. Потому что почему-то не всегда смешно - учитывая, что сильно смешить здесь никто и не собирался. А девушкам, играющим в спектакле гопоту, космически тяжело изображать тех, кого мы видим каждый божий день, кто матерится как дышит и так «изысканно» блеет своим глупым смехом. Убеждать нас в этом тяжело, потому что в этом мы, к сожалению, слишком хорошо знаем толк.

Фото Александра ШЕСТЕРИКОВА.

 

 

Хотя... У них, у наших канских актрис, по большому счету получилось всё прекрасно. Как рассказывал режиссер, потенциальных прототипов героев рассказов Прилепина он и актеры видели каждый день до и после репетиций, когда шли домой. В микрорайон Солнечный, например. Так сказать, рисовали с натуры. А на репетицию актерам задавали являться с «домашним заданием» - рассказывать по нескольку историй, которые потом могли стать материалом для спектакля. Наверное, скорее эмоциональным. Потому что сам спектакль очень точно следует канве произведения.

Фото Александра ШЕСТЕРИКОВА.

 

 

Чуть больше часа идет спектакль, зрители которого находятся здесь же, на сцене. Редкая, интимная, если угодно, форма для нашего театра. И - к сожалению. Потому что это очень здорово - нет смысла лишний раз напоминать о силе эмпатии, проливающейся на публику, о роли эффекта соучастия. Мы видим две истории, это два рассказа из сборника Захара Прилепина под названием «Ботинки, полные горячей водкой».

Фото Александра ШЕСТЕРИКОВА.

 

 

Без тормозов

Первый рассказ так и называется - «Пацанский рассказ», и мы его видели уже в качестве эскиза спектакля во время «Театральной лаборатории» - театрального форума, который, с недавних пор, к счастью, стал в нашем драматическом традицией.

Фото Александра ШЕСТЕРИКОВА.

 

Пацаны поехали покупать дешевую старую машину, и то, как у них это делается, скорее не только про пацанов даже, а вообще про Россию. Говорят, что если хочешь жить как в Швейцарии - поезжай в Швейцарию. Здесь всё не так, как должно было бы быть «по уму», как казалось бы. Нет. И, кажется уже, что не самое главное для пацанов - купить и пригнать в гараж эти несчастные «Жигули». Без тормозов. И делать потом на них бизнес, как они мечтали поначалу, чтобы стать «самыми богатыми людьми в городе». Все это неважно. Это не немецкие предприниматели, расписавшие уже свой бизнес-план. У наших - все проще и легче, и готовы они потратить все деньги сразу на придорожных проституток, а потом всё-таки из-за них же на полной скорости оказаться чудом выжившими в кювете (без тормозов же!).

Это, по сути, та же гоголевская «Птица тройка»: «Не так ли и ты, Русь, что бойкая необгонимая тройка несешься? Дымом дымится под тобою дорога, гремят мосты, все отстает и остается позади. Остановился пораженный божьим чудом созерцатель: не молния ли это, сброшенная с неба?».

Это не молния и не гоголевская «тройка», а прилепинская «копейка». «Словно с неба об асфальт пластом упал старый, очень железный самолет». Это наши пацаны занялись предпринимательством. «Водитель сидел на асфальте с голыми ногами. Белые пальцы шевелились, словно узнавая друг друга заново» - очень приятно, что авторы постановки сохранили так много авторского текста. Кроме текста и самых дешевых на свете театральных костюмов - китайских трико «Адидас» - сцена ушла «в минимализм», а надписи на стене сделаны со знанием дела. «Чащин - лох, Прилепин - бох», к примеру.

Фото Александра ШЕСТЕРИКОВА.

 

К разговору о том, что «Пацанские рассказы», конечно, это не какая-то «Даёшь молодёжь» - как раз для того Чащин и решил занять в спектакле именно девушек и женщин - уж точно не потому, что в театре проблемы и дефицит с мужской частью труппы. В противном случае очень уж трудно было бы не впасть в пошлость. Да и не Ржавый тут, и не гопник из «Комеди Клаб»: здесь у пацанов на глазах есть слезы и живые вопросы к жизни. За броней, нарочитой грубостью и просто варварством - итоги безотцовщины, времени, страны - и всё это у нас, кажется, никогда никуда не уходит.

В одном рассказе есть ключевая фраза - «Мы живём во время безотцовщины». Во втором - что «мужиков в деревне нет». Получается, мужчин уже не осталось. Их забрала война, или тюрьма, или наркомания-алкоголизм. Поэтому мужчин играют женщины. Но они дают своё отношение - как могла бы отнестись мать, дочь, сестра, жена к пацанской жизни «по понятиям».

Плюс, в каждом мужчине есть что-то нежное, лирическое. Правда, глубоко потаённое, пытающееся не проявляться. Считается ведь, что это «не по-мужски», воспринимается как проявление слабости. Женщине проще будет это передать», - говорит режиссёр Даниил Чащин.

В первой новелле пацаны проявляются в легком, дерзком, неунывающем взгляде на жизнь. В рассказе последняя фраза принадлежит незнакомому водителю, который по милости друзей тоже попал в аварию: «Спаси… бо…». В спектакле Чащин делится этой репликой с другими персонажами. Все они как бы вторят этому «Спаси… бо…». Оказывается, гопнички не только могут быть вежливыми и говорить «Спасибо!», они еще и бога помнят, в самые экстремальные минуты своей жизни. Ну а минуты такие у них не редкость.

Страшнее смерти

Во второй части спектакля мы попадаем в рассказ «Смертная деревня», на мой взгляд, один из самый странных и жутких рассказов этого сборника. Я гадал, какой же рассказ возьмут для второй части. Останавливался на минуту и на этом. И отметал вариант, так как он показался мне слишком одновременно и камерным, и пространственным. Оказалось, всё делается очень просто и красиво, атомосферность рассказа не теряется: на то я и не режиссер, и мировой театр от этого только выиграл, и... спаси... бо!..

Фото Александра ШЕСТЕРИКОВА.

 

 

Если в первой части пацаны раскрываются как разбитные фаталисты, благодарящие судьбу, то теперь другой парадокс: грубость и брутальность потенциального хулигана напарываются на нечто такое, от чего им действительно страшно. Не ножа, не тюрьмы, но непостижимого страха бойни, тайны, какой-то запредельной смерти боятся все. И эти пацаны, которые случайно попали в загадочную заповедную деревню, тоже испугались. И это второй способ стать человеком, вернее, раздвинуть полы спортивной куртки, снять хулиганскую кепку, за которыми вдруг виден нормальный человек, которого так любит Прилепин, и которого так красиво получилось изобразить создателям постановки «Пацанских рассказов».

Наша справка

В спектакле принимали участие: Диана Артёмова, Екатерина Гарнец, Дарья Корнева, Евгения Машукова, Ольга Сидорова, Юлия Казак, Ольга Лукахина, Александр Борисков.

Данил Чащин, режиссер. Окончил Тюменскую государственную академию культуры, искусств и социальных технологий (кафедра режиссуры).

С 2013 по 2014 гг. являлся руководителем театрального направления на молодежной платформе «Самый центр», где поставил спектакли «ХИП-ХОПера о мертвой царевне, или играем Пушкина», променад-спектакль «Божественная комедия», «UFO» по пьесе И. Вырыпаева. Сегодня - магистрант режиссерской мастерской Центра имени Вс. Мейерхольда и Школы-студии МХАТ под руководством Виктора Рыжакова.

Участник программ Russion Case и Детский Weekend Национальной театральной премии «Золотая Маска».

Дмитрий Горбас, художник-постановщик спектакля «Пацанские рассказы». Является автором большого количества ярких работ:

«Самоубийца» (Театр Ермоловой), «Лёха» (МХТ), «Москва-Петушки» (Театр им. Федора Волкова, Ярославль) «Двое» (Театр им. Федора Волкова, Ярославль), «Хорошие новости» (Драматический театр им. Ленинского Комсомола, Прокопьевск), «Ситком» (Центр им. Вс. Мейерхольда), «Доктор Гааз» (Геликон-Опера), «Жена гения» (Центр им. Вс. Мейерхольда), «Руслан и Людмила» (проект «Открытая сцена»), «Альма и Брут» (Центр им. Вс. Мейерхольда), «Спящая красавица» (Центр им. Вс. Мейерхольда), «Снегурочка» (Боярские палаты СТД) и другие.

Спектакль «Двое» вошел в лонг-лист фестиваля «Золотая Маска»-2014.

Спектакль «Альма и Брут» стал участником детских выходных фестиваля «Золотая Маска»-2016.

Член объединения художников-коллажистов «Режь да клей», участник групповых и персональных выставок современного искусства.

©2024 Канский драматический театр. Все права защищены.