Top.Mail.Ru

  • 8 (39161) 2-27-74
  • Касса: 10:00-18:00 кроме понедельника, обед с 13:00 до 14:00

logonew2

КАНСКИЙ ДРАМАТИЧЕСКИЙ ТЕАТР

"Отелло": Мокрое дело


В драматическом театре прошли первые показы трагедии Уильяма Шекспира "Отелло". Пожалуй, ещё ни одна работа канских театралов не вызывала столько разговоров и ожиданий.
Напомним, спектакль делали люди из театральных столиц. Режиссером был выбран Роман Феодори из Петербурга, ассистент режиссёра - Максим Астафьев, Барнаул, сценографией и костюмами занимался Даниил Ахмедов из Москвы, хореограф Наталья Шурганова приехала из Тюмени, музыкальным руководителем стал красноярец Дмитрий Троегубов. В остальном проект лег на плечи канской труппы.

Стратегия премьеры
Процесс постановки "Отелло" сопровождался необычайным интересом, подогреваемым откуда-то из недр театра недосказанностью и даже слухами. Ещё одно "впервые": "Отелло" сопровождала весьма интенсивная реклама, что по части театров случается крайне редко, тем более если говорить о театре в Канске. Вдобавок в интернете было создано специальное сообщество, и в один из премьерных дней смотреть "Отелло" должна была приехать театральная общественность из Красноярска и из других городов. Все это - часть программы модернизации и оживления нашего театра, реализуемой его директором Владимиром Мясниковым.
Заинтригованные зрители, пришедшие смотреть трагедию, были действительно озадачены. Наверное, четверть зрительских кресел оказалась убрана. На их место вторглись разросшиеся помосты, с люками, бассейнами (!) и резервуарами с песком. Венчает всю новостройку корабельная мачта. Поэтому никто и не ожидал увидеть на подобной сцене актёров в костюмах и гриме, соответствующих 16 веку, где-то в конце которого происходят действия трагедии. Напомним очень вкратце: Отелло - талантливый военачальник, темнокожий, состоящий на службе у Венецианской республики. Он наживает себе опасного врага в лице своего подчинённого, коварного интригана и клеветника Яго, который манипулирует мавром, используя его ревнивый и вспыльчивый характер. В результате мавр из ревности убивает оклеветанную свою Дездемону, белую девушку из высшего общества. Принято считать, что "Отелло" - не пьеса про ревность, а "трагедия обманутого доверия", имеющая также и социальный подтекст.
Роль мавра исполняет Владимир Мясников. Вполне европеоидную внешность его ничем портить не стали, ибо главное тут "не в гуталине". На всех прочих бытовых деталях также не зацикливались. Так как почти все персонажи - военные, то их и одели в шинели без признаков отличия, как у дезертиров, как бы отсылая нас к собирательному образу воинов всех времен и народов. Унификация, интернационализация образов. Солдаты, правители, телохранители с черными зонтиками... Лишний отвод нас от того, в какое именно время происходили события. Потому что описываемые истории случаются всегда. (Правда, несколько гротесковые вороты шинелей и манжеты осторожно намекали на то, что это, все-таки, синьоры).
Подпольный спектакль
Другой чертой современного театра стала своеобразная манера героев появляться и исчезать со сцены - не за кулисы, а в люк, по сути - под пол. Во время одного из показов Лилия Зверева (Эмилия) с такой экспрессией откинула деревянную крышку, что та переломилась надвое. В антракте рабочим сцены пришлось наскоро ремонтировать реквизит.
Мачта же помогала создавать движение, ветер, полет, море, ее со свистом вертели над головами зрителя так, что очень хотелось верить, что она окажется крепче того люка. Так что теперь и спектакли бывают "3D".
Другое интересное решение создателей - хор, шуты, масса почти безликих одинаковых фигурок, ставших живым пластичным материалом, через который на плоской сцене враз вырастали то корабль, то гребцы, то стена, то рой сомнений, то оркестр.
В качестве основного музыкального инструмента выбраны бубны и барабаны. По нервам бьет почти шаманизм этой музыки, где есть и первобытность, и ритм бьющегося сердца.
Конечно, в роли подлейшего Яго прекрасен приглашенный из Красноярска актер Андрей Пашнин. Он был широк и громок. Актер, на всякий случай, лауреат "Хрустальной маски", премии им. В. П. Астафьева, лучший актер 1998 года и т. д. Как сказал Феодори, Пашнин продемонстрировал чудеса владения профессии. В сжатые сроки в абсолютной точности вошел в роль, при этом засыпав режиссера собственными предложениями.

"Ружье выстрелило"

Рядом с Яго, хитрым злодеем, мощь и горячая кровь Отелло оказались сокрыты где-то в глубине - игравший Отелло Мясников, возможно, предстал не таким брутальным мавром, каким его привыкли знать в народе. Здесь он рефлексивный, интеллигентный, даже мягкий. Пушкин говорил про Отелло: "Он от природы не ревнив - напротив: он доверчив". Что, однако, не помешало мавру сделать свое дело. Умерщвление прекрасной невесты произошло даже старшнее, чем если бы он ее привычно удушил. В этом спектакле мурашки у зрителей добыты через дикую битву в бассейнах, ("чеховское ружье" оказалось водяным). Они весь спектакль ходили между теми ваннами на цыпочках, от любви почти летали! К концу действа герои тяжело опустились на землю, в которой Он благополучно Её и схоронил... В довершении Отелло в гробовой тишине зала начал Дездемону закапывать...
Нужно сказать про Татьяну Мамичеву, исполнившую главную женскую роль. Это одна из первых больших её работ. И по признанию режиссёра, Татьяна открыла в себе такой драматический талант, что даже поначалу сама испугалась этого. Вообще хорошо, что никто не испугался: начали и довели до конца такой большой и сложный труд. Такого спектакля у нас действительно еще не ставили. А такого Отелло-мавра не видывали тем более. Не буду делать выводы - пусть читатель сходит в театр и сам все посмотрит!

Александр ШЕСТЕРИКОВ
"Канские Ведомости"14 Май 2010
©2024 Канский драматический театр. Все права защищены.