Мастерски жениться.
В минувшие выходные на сцене Канского драматического театра прошла премьера спектакля по пьесе Н.В.Гоголя "Женитьба". Поставил спектакль режиссер Василий Вавилов. Пьеса классика отечественной и мировой литературы не нуждается в особом представлении, в декабре 1842 года в Петербурге состоялась первая премьера "Женитьбы", с этого времени пьеса неизменно остается в репертуаре многих театров страны и пользуется заслуженным успехов у зрителей.
Работа над столь известным произведением - значимый этап для любого театрального коллектива. Для небольшого Канского театра, актёрский потенциал которого нельзя назвать выдающимся, - это поистине космическая вершина. И она, пусть и не без некоторых потерь, но была взята.
Хочется отметить, что и сам автор создал свою комедию далеко не за один присест. Год 1833-начало работы над "Женитьбой" - был очень сложным для Гоголя. " - Я стою в бездействии, в неподвижности, -признавался он в феврале 1833 года в одном из писем к друзьям. Мелкого не хочется! Великое не выдумывается! Одним словом, умственный запор".
Идея будущей комедии пришла только летом после череды сватовства и последовавшей свадьбы сестры Марии, придумалась название (первоначально "Женихи"), на этом всё остановилось. И только почти через десятилетие точка в начатой пьесе была поставлена.
В режиссёрской же работе над каннским спектаклем, напротив, "умственных запоров" не наблюдалось. Василий Вавилов, достаточно опытный режиссёр, красиво и изящно создал общий каркас постановки. Тут всё гармонично, выверено. О Вавилове очень точно отозвался красноярский артист Геннадий Кадочников, который долгое время работал в Канском театре: "Чистенько ставит, вкусно!" Этими качествами отличается большинство работ режиссёра, поставленных на Канской сцене. Наиболее блестящие из них "Не всё коту масленица" по Островскому и "Панночка" на основе гоголевского "Вия". Возможно, это совпадения, но несомненно то, что успех режиссёру приносит именно российская драматургическая классика. Гоголь, Островский - это именно его, вавиловская стихия, в ней он и свободен, и естественен, и узнаваем. Даже если нынешней спектакль является своеобразным соцзаказом, приуроченным к 200-летию великого писателя, который будет отмечаться в 2009 году, эту работу Вавилова уже сегодня никак нельзя назвать, ни случайной, ни проходной. Она сделана умелой рукой и неравнодушным умом. Почти с полной уверенностью можно сказать, что постановка займет достойное место в галерее наиболее удачных работ мастера.
Удачна постановка и для Канского театра. Вообще, нужно отметить, 102-й сезон во многом удачно сложился для коллектива в творческом плане. Подряд три весомых, значительных работы - "Кин" и "Слишком женатый таксист" Андрея Пашнина и теперь "Женитьба" Василия Вавилова.
Интересных сценографических решений можно ждать и от пришедшего в этом году в театр очень значительного художника Юрия Мальцева (сейчас он готовит вместе с главным режиссёром театра А. Луканиным новогоднюю сказку).
Много надежд возлагается и на нового директора театра Владимира Мясников. Кстати, именно Владимир Мясников исполнил в прошедшей премьере одну из центральных ролей. Просто, логически выверено, убедительно, быть может, с некоторой долей жесткости, но мастерски - так можно характеризовать это первое выступление актёра Владимира Мясникова перед Канским зрителем уже в ипостаси артиста городского театра. Интересно было бы увидеть Мясникова и в других ролях, сделанных уже "под него".
Нужно сказать, что актёрских работ в спектакле немало. Очень ярко, колоритно смотрится женская часть труппы. Галина Латышева, Ольга Рукосуева, Елена Якушенко, Зоя Пухлякова….
Сколько в их игре веселья, задора, чего-то живого, ядреного, того, что характеризует русский характер!
Галина Латышева впервые выступила в непривычной для неё характерной роли свахи. Латышева играет аппетитно, как некогда это делала Екатерина Минкова, но с особой латышевской интонацией. Нельзя не увлечься этой ролью.
Довольно сложный образ и у Ольги Рукосуевой служанка в доме. Почти без слов, без особой значимости для пьесы в целом, а смотришь, и оторваться не можешь. Бывает, и дожидаешься - когда же появится смешная девчонка, как будто бы пришедшая из "весёлых ребят" Александрова.
Значительны и мужские работы: Подколесин (артист Олег Мичков), Жевакин (артист Владимир Сальников), Яичница (заслуженный артист России Василий Васин), Анучкин (Владимир Иванов).
Очень трогательный персонаж у Сальникова. Горестно и обидно за Жевакина. Это, по существу, драма одинокого пожилого человека. Неимоверно трудна главная роль: Подколесин чем-то похож на героя Ивана Гончарова Илью Обломова. Он, живущий в замкнутом, закупоренном мирке, больше рассуждает о жизни, чем живёт. Ему в своём мирке хоть и скучно, и затхло, но, тем не менее, привычно и нехлопотно.
Изначально может показаться, что персонаж этот совершенно не современен…. Но если откинуть внешнее да ещё и отстранится от штампов, навязанных нам телевидением и кино, то, можно, наконец-то, понять, что "закупоренный мир" - это то, что составляет основу и сегодняшней жизни. Мы с вами во многом и есть "подколесины", не умеющие отрешиться от обыденного. Тут даже не в самом факте женитьбы дело, а в умении вбирать в себя жизнь, в умении обновляться.
Тема может показаться неактуальной ещё и потому, что сегодня, и не принято быть никем (и ничем), кроме как Подколесиным.
Этой темы боятся, она - табу, но это не говорит, что она отсутствует. Более того, сегодня она актуальнее, чем когда бы то ни было.
Другое дело, смогли ли её полностью раскрыть артисты театра…. Вопрос спорный, мнения здесь диаметрально противоположные. Но важно то, что коллектив театра, не побоялся за эту работу взяться. Честь им за это и хвала. Спектакль смотрится легко и непринуждённо. И по большому счёту, это успех Канского театра.