Эксперемент над зрителем.
За три дня поставить "с чистого листа" три спектакля не каждому режиссёру по силам, а с точки зрения обывателя - задача вообще невыполнимая. Между тем, именно с такой целью была приглашена в наш город на театральную лабораторию молодая режиссёрская питерская "поросль": Мария Романова, Тимур Насиров и Семён Александровский.
Мат и всё, что около
Идея трёхдневного погружения в актёрского профессию с обязательным показом спектакля в жанре читки в конце принадлежит Олегу Лоевскому, известному театральному критику, чьё имя ассоциируется, прежде всего, с фестивалем провинциальных театров России" Реальный театр".Свои лабораторные эксперименты Олег Семёнович последнее время активно продвигает на самых разных театральных подмостках страны: от Москвы до Сахалина. Команда единомышленников может сохраниться, видоизменяться, но принцип работы остаётся один: расширить пространство актёра в профессии, помочь ему открыть новые горизонты сценических возможностей. Олег Лоевский, к тому же, входит в число экспертов, отбирающих спектакли для главного театрального фестиваля "Золотая маска" и, соответственно, как никто другой, знаком с репертуаром чуть ли не всех театров России. По его мнению, в маленьких сибирских городах есть зрители, которые готовы и хотят смотреть сложные интересные спектакли. Театральный мини-форум в Канска это подтвердил.
Организовать театральную лабораторию в нашем городе с участием известных деятелей искусства стало возможно благодаря финансовой поддержке министерства культуры Красноярского края и организаторству директора театра Владимира Мясникова. Среди приглашённых - режиссёры Геннадий Тростянецкий и Вячеслав Кокорин. Последний, к слову сказать, совсем недавно завершил работу над спектаклем "Театр" на канской сцене. Этот спектакль, хотя и был включён в программу лаборатории, по мнению профессионалов, назвать форматным нельзя - это всё же коммерческая вещь. Ещё две работы творческая команда привезла с собой: моно-спектакль "Толкователь Апокалипсиса" с Алексеем Богдасаровым в главной роли (Москва) и спектакль "История обыкновенного безумия", режиссёр, актёр и сценограф которого в оном лице - Семён Александровский. Последний спектакль "наделал" много шума. Во-первых, в рекламе было заявлено, что несовершеннолетним его смотреть нельзя, чем уже привлёк внимание, во-вторых, в городе распространилась информация, что он изобилует матом. Предупреждения на зрителя воздействовали с точностью наоборот, и в день показа зал был полон. На пятой минуте не выдержали двое, на восьмой вышли из зала уже пятеро...Монолог алкоголика, в подробностях рассказывающего о своём геморрое и сексуальных предпочтениях своей пассии с животными, выдержать, способен не каждый.
Опыт с комом в горле.
По мнению всё того же Лоевского, сегодня главная проблема российского театра заключается в его отрыве от современной драматургии, поскольку современный театр по определению, должен шагать в ногу со временем. Породокс же в том, что на драматургию подобного толка какую воплотил на сцене молодой петербуржский режиссёр Семён Александровский, не каждый театр готов решиться. И нужно ли? Об этом в перерывах между мастер-классами, читками пьес переговаривались участники лаборатории. Поучаствовать в работе театрального форума съехались около 50 представителей актёрской братии со всех театров Края. В числе участников я увидела Александра Израэльсона и поняла, что любовь к нему, несмотря на смену им канской сцены на минусинский театр, у меня не исчезла. Глаза актёра сияли: сегодня он один из ведущих актёров одного из лучших театров края. Александр представлял участникам лаборатории новые пьесы, привезенные Лоевским. Надо сказать, что график работы лаборатории был плотным: читки новых пьес шли потоком все четыре дня. Их сменяли обсуждения, мастер-классы Кокорина и Тростянецкого, а между делом актёры по читкам ставили спектакли.
Последний день творческого форума заставил в чем-то поменять консервативные взгляды на современную драматургию, как зрителям, так и самим театралам. В режиме нон-стоп были представлены три спектакля в жанре читки "Мать", "Убийца", и "Пять двадцать пять", созданные в лабораторных условиях совместными усилиями режиссёров из Петербурга и актеров из разных театров края. Билеты на эти спектакли не продавали, зрителями были участники лаборатории и приглашённая молодёжь города, кому, собственно, и были адресованы экспериментальные работы. Обсуждения длилось дольше, чем сами спектакли. Молодые люди, в массе своей не жалующие современный театр, расходиться не хотели. Спектакли, хотя и предполагали чтение актёрами текста с листа, получились полноценными живыми, настоящими, такими, что комок в горле и слёз не сдержать. Если они приживутся на канской сцене, значит, задачу свою театральная лаборатория выполнила.