Браво, ТЕАТР!
Когда великий французский классик Виктор Гюго поставил точку в своём знаменитом романе "Отверженные", он отослал его в издательство с очень лаконичной запиской: "???".Ответ был также немногословен, но не менее убедителен -"!!!".
Эту красноречивую оценку парижского издателя можно, на мой взгляд, отнести к спектаклю Канского театра драмы "Подсобное хозяйство" в постановке главного режиссёра театра Андрея Луканина. Браво, Театр!!! Нет, я не ошибся в правописании - когда смотришь спектакль такого уровня, невольно хочется произносить слово театр именно с большой буквы. Произносить с восторгом, вкладывая в него некий сакраментальный, почти магический смысл.
Спектакль по пьесе российского драматурга Василия Жеребцова "Подсобное хозяйство" в череде сильных (как никогда!) работ театра сезона 2008 - 2009гг. Он, безусловно, лидер.
Что и говорить, острота и проникновенность высочайших творений человеческого духа со временем, от безмерного тиражирования притупляются, выцветают краски, выветриваются ароматы, сцены кажутся выхолощенными, лишенными жизненного тепла. Безжизненными манекенами в надуманных игровых ситуациях выглядят подчас персонажи пьес современных зарубежных авторов, это как-то далеко, нисколько не похоже на действительность, как рекламная картинка на телеэкране - улыбнёшься, махнёшь рукой: "Надо же чего навертели".
В спектакле "Подсобное хозяйство" всё до боли и до отвращения узнаваемо. Это то привычное безобразие, в котором мы с вами и доселе живём. Мчатся в космические дали ракеты, работают ядерные реакторы, а рядом ветхие бараки, обитые ржавым железом времянки.… Разве мы удивляемся тому? Да где уж там!.. Мы привыкли к мусору посреди улицы, к времянкам, к которым так и хочется добавить определение "вечные". Что с того, что где-то сгнило, где-то проржавело, подгорело, провалилось, порушилось.
Подлатали и сойдёт. Сойдёт как есть. Не это ли главный принцип российского жития? Похоже на то и личностных отношений - нет, ни веры как таковой, ни идеалов, сорные травы на пустыре и те к солнцу тянутся, а тут…Сознание на уровне подросткового, играют гормоны, главенствует культ "кулака" - кто сильнее, тот и прав; кто наглее, тот и в дамках. Все равнодушны и согласны.
Некий субстрат всех этих современных прелестей - российская армия. Судите сами.
Служит в подсобном хозяйстве вблизи ракетного полигона некий сержант срочной службы по фамилии Хрустяшин (арт.Омельченко).Служит- не тужит, обихаживает свиней, не очень чистоплотному начальству прислуживает, сильным поддакивает да письма домой о великом пишет. Жизнь довольно скотская, а помечтать иногда хочется. А что делать - все так живут. Оно только в романах и фильмах по-другому выходит. Таков порядок вещей.
Знакомо? Только ли в армии происходит такое? Все мы, в большинстве случаев, являемся конформистами, и согласны на многое закрывать глаза ради собственного благополучия.
Ответ очевиден, да и сценическое действо (уже по своей природе) не может ограничиться банальным бытописательством.
Если спектакль сделан на хорошем уровне, обязательно появится сильный обобщающий эффект. А в этом не приходится сомневаться.
Очень сильна актёрская работа Александра Шишулькина (старший лейтенант Алтынов). Уникальное явление - молодой, по сути, актёр сыграл эдакого ухватистого сорокалетнего вояку-рвача, часто путающего свой карман с государственным. Напоминающий молодого Вячеслава Невинного, он ведёт свою роль с вальяжным актёрским апломбом, с некой вкусностью, которой наслаждаешься на протяжении всего спектакля. Каков он будет в расцвете своих творческих возможностей?
Необычная роль на этот раз у Олега Мичкова (старослужащий Бес) пройдоха и садист, не имеющий никаких нравственных основ. Это, несомненно, трудная работа. Выдержать её жесткий, резкий ритм очень тяжело.
Сложен путь внутреннего преображения Хрустяшина. Не раз вскрикнет от боли его заблудшая душа, да и зритель почувствует нечто такое, что заставит, его по-настоящему задуматься…
Значительное сделано Игорем Омельченко. Его герой-человек, находящийся на перепутье. Начало добра и зла в нём одинакового сильно. По сути, его душа становится тем полем битвы, где схватились не на жизнь, а насмерть два жизненных начала. Кто же одержит победу в этом сражении - Бог или дьявол? В течение всего спектакля зритель мучается этим вопросом, но до окончания его не может дать ответа.
Светлое начало в спектакле представлено рядовым Новиковым (арт. Павел Григорьев) и его сестрой Катей (арт. Ольга Рукосуева). Зачастую положительные роли в спектаклях не удаются исполнителям, в них трудно проявить темперамент, они кажутся невнятными, плохо выписанными…Здесь всё иначе - артистам удалось найти убедительное решение, и их персонажи не стали картонными картинками, а приобрели объёмность и индивидуальность звучания.
Нужно отметить, что в данном спектакле, как ни в каком другом, сложился хороший ансамбль исполнителей, есть общий сильный уровень, который поддерживают буквально все актёры, взять хотя бы проходную роль буфетчицы Аньки (Елена Якушенко). Ее появление гармонично. Сделано поистине мастерски. Несколько минут, но перед зрителем уже не просто гарнизонная шлюха, а именно потерянная страждущая душа.
Подобно мопассановской "Пышке" мечтает она о добром и возвышенном. "Поиграй, я никогда не видела, как играют на скрипке", - просит она рядового Новикова. И тот прикладывает воображаемую скрипку, берёт воображаемый смычок, и звуки уже настоящей музыки слетают в зал. Изумительно сделана роль, трепетно с глубоким чувственным надрывом.
Актёрский ансамбль, естественно, появился не сам по себе. В этом, несомненно, заслуга режиссёра спектакля Андрея Луканина. Режиссёра творческого, ищущего, не останавливающегося на достигнутом.
Андрей Евгеньевич, стараясь брать пьесы, не знакомые местному зрителю, по сути, каждый раз рискует. Рисковал и в этот раз, но, как оказалось, во благо дела.
Как у всякой творческой личности, у него есть свои удачи и неудачи, но он не отчаивается, спорит, убеждает, настаивает на своём и … одерживает победу. Пример этому - "Подсобное хозяйство".
С премьерой вас, Андрей Евгеньевич и труппа!