14 декабря артист театра Владимир Георгиевич Сальников празднует свой 75-летний юбилей. Сальниковы - очень значимое имя на Канской сцене. Отец Владимира Георгиевича - Георгий Никандрович, в далёкие шестидесятые годы блистал на подмостках нашего театра. Много запоминающихся образов создала и мать Владимира Георгиевича - Вера Яковлевна Сальникова.
В те годы начинал свой актерский путь и сам Владимир Георгиевич, ещё парнишкой выходя на сцену вместе с родителями.
- Я родился в Ульяновске сразу после войны в 1947 году. Родители у меня там и познакомились, в Ульяновском театре. Отец был старше мамы на 17 лет. Она была еще совсем девочкой, а он уже взрослый мужчина, актер. Познакомились. Там я родился.
Мама происходила из дворянского рода, была воспитана в благородной семье, а отец – бродяга, провинциальный актер. Прадед по маминой линии был полковником артиллерии царской армии из рода Фоминских. Это потом уже они взяли фамилию - Фомины. Родители матери были против этого союза, и когда мне исполнилось три года, они уехали из Ульяновска.
Владимир Георгиевич, расскажите о своем театральном детстве, как оно проходило и какие воспоминания оставило у Вас?
- Из детства мне запомнился театр, который я ненавидел всеми фибрами своей души. Мне было скучно в театре, я шатался без дела, пока мать и отец были на репетиции. А я вообще считал, что эти репетиции - пустая трата времени. Вместо того, чтобы покататься на велосипеде, они тут занимаются ерундой, текстами какими-то. Когда подрос, я понял, насколько это трудный путь – актера. Сейчас так не работают, как работали раньше. Так вот, они на репетиции – мать и отец, а я хожу из угла в угол, потом слышу, кричат: «САЛЬНИКОВ!». Я вбегаю в зал, я здесь, а мне говорят: «Да не ты, отец».
Из воспоминаний матери Владимира Георгиевича актрисы Веры Сальниковой:
«Мы приехали поздно вечером. Из окон вагона – редкие огоньки, думали – деревня, а это оказался Канск. Вышли на вокзале – вокзал деревянный. Поместили нас в гостинице. Утром проснулись и пошли в театр – театр в то время располагался в Доме культуры им. Дзержинского на ул. Горького. Перед входом с одной стороны скульптура Ленина, с другой – Сталина. Театр деревянный, и город – сплошное дерево. Поняв, куда попали, решили тут же подать заявление. Но, Георгий Никандрович был членом партии, его вызвали в горком партии на беседу, объяснили, на какую роль его пригласили в Канский театр. В общем, в увольнении отказали.
Но, когда открыли театральный сезон, мы обнаружили, что Канск – очень театральный город. Во-первых, труппа в театре была замечательная, творили просто чудеса. Какие спектакли ставили. Очень дружно жили. Много общались. Очень сближали нас эти длинные гастроли, когда ездили со своими раскладушками, и на ночь устраивались в зале какого – нибудь клуба. Это была большая театральная семья. И город был театральный. В общем, ехали на один сезон, а остались на всю жизнь».
Владимир Георгиевич:
«Я вырос в театре, можно сказать, родился в театре, и так привык к этой атмосфере. Отец работал в Ульяновском театре, в Грозном, потом переезжали во Фрунзе, в Алма-Ату, Усть-Каменогорск, Северодвинск…. Дело в том, что Георгий Никандрович (прим.: отец Владимира Георгиевича) исполнял роль Ленина. Тогда ведь, если, по партийной линии предлагали, отказаться было невозможно. И где требовался актёр на эту роль, туда его и отправляли.
Вот так и получилось, что добрались мы до Канска».
Оставалось ли у родителей время на воспитание сына?
- Я помню, что за обедами я ходил в ресторан на железнодорожный вокзал, там вкусно готовили. И вот я прихожу, мне наливают три порции первого, три порции второго и компот. И я нес это домой, или в театр. Родителям готовить было некогда. Мама готовила так, от случая к случаю.
В школе я не хулиганил… баловался… Какие хулиганские поступки в советской школе? Мы тогда учителей уважали, боялись, слушали, что нам говорит учитель.
Какой была театральная жизнь в городе раньше и помните ли Вы свои первые роли?
- В то время директором был Андрей Евгеньевич Вронский, после его сменил Александр Адамович Абих. Замечательные личности…. Театр пользовался всеобщей любовью. Идёшь в театр перед спектаклем, и уже на подходах к театру, начиная от трикотажной фабрики, стояли люди и спрашивали лишнего билетика. Пока идёшь до театра, у тебя двадцать-тридцать раз спросят. На любой спектакль (не на премьеру) попасть было невозможно. В фойе играл оркестр, работал буфет. Люди приходили за два часа до спектакля послушать музыку, потанцевать. В этом театре я исполнил первые свои роли, детские ещё. В "Кремлёвских курантах" и "Именем революции"…. Беспризорников играл, всякие небольшие эпизоды….
Расскажите о Ваших близких, которые поддерживали Вас всегда и продолжают делать это по сей день.
- Любовь в классе десятом как у меня случилась, так по сей день и длится, с 64 года. Учились мы в разных школах. Потом ее подруга нас познакомила. Давай, говорит я познакомлю тебя с девушкой, может быть, вы понравитесь друг другу.
Сразу не скажешь, что раз и влюбился. Это непонятно как произошло. Ходили, дружили, смеялись вместе, на концерты ходили, а потом раз и как-то так и понял, что она - дорогой для меня человек. Нежность какая-то, желание защитить ее, поженились и живем. Всякое было, конечно. Сын у нас один, зато три внучки и два правнука. Были симпатии, но, чтобы влюбляться - нет… потому что любовь – одна, одна на всю жизнь, а все остальное – это так…
В Вашей жизни был только театр или Вы успели попробовать какие-то другие профессии?
- Профессия актера предполагает разнообразие. Я же много работал в своей жизни. Я и токарь, и по дереву столяр 4 разряда, транспортировщик, аппаратчик, электровакуумщик. Все это рабочие специальности, предполагающие рутину, монотонность. Человек, когда работает на предприятии, у него ощущения притупляются, а здесь - каждый день все разное, все меняется. И когда ты начинаешь чего-то понимать, добиваться находишь новые ходы – это приносит удовлетворение.
Репетиции люблю, они увлекают. В репетиции все время что-то ищешь, обновляешься перестраиваешь себя как-то внутренне, морально. Это тяжело, все время в поиске.
Владимир Георгиевич, какой совет дали бы молодому поколению актеров?
- Больше думать и меньше говорить. Успехов, вдохновения и творческого роста, никогда не останавливаться на достигнутом!