Ольга Сидорова, человек, актриса, режиссер.
Про Жихарку.
Когда я прочла сказку, я поняла, что главный герой сказки – Жихарка, озорной неугомонный мальчуган, ужасно похож на меня. Ему все везде надо, всем надо помочь. Он такая бесконечная батарейка, заряженная на игру. Мне кажется, и я до сих пор где-то в детстве застряла всем своим существом, озорство меня не покидает. Потом мы встретились с художником Машей Гнучевской, и появились куклы – ну, это уже была любовь.
«Жихарка» – это спектакль кукольный, но не в традиционном понимании – когда куклы работают за ширмой, а вот они здесь при вас живут. И они не большие, а маленькие, как детки. И на глазах у ребенка предметы, с которыми играют актеры – клубочки, ложки, веретенца – превращаются в персонажей.
Про бэби-театр.
Мне очень интересно попробовать этот вид театра. Одна из интересных мыслей, прозвучавших на занятиях по психологии в школе Дадамяна (*в ноябре 2022 года Ольга прошла обучение на семинаре в Школе Дадамяна в Москве) – она не нова, но мне как-то врезалась, по-новому для меня прозвучала. До 6 лет формируется личность ребенка. И что мы предложим ему в этот период, что он запомнит – то и будет сценарием его жизни. Поэтому театр для совсем маленьких – это очень важное и ответственное дело.
*Несколько лет назад в отечественной театральной среде появилось новое понятие – «бэби-театр». Если до этого самым юным зрителям было по три года, то теперь попасть в театр может даже ребенок, который еще не умеет ходить. Сама идея театра для малышей не нова. В Европе подобные проекты существуют уже более тридцати лет. Одним из пионеров бэби-театра считается итальянский режиссер Роберто Фрабетти, основатель театра La Baracca – Testoni Ragazzi, коллектив которого несколько лет проводил программу «Маленький размер – большие граждане» в разных европейских странах.
Я ставила спектакль для малышей – «Маленький Снеговичок», но правил игры не знала, ставила по наитию. Оказалось, что в бэби-театре очень много общего со взрослым театром, но есть и специфика.
Во–первых, пространство. Деление на зал и сцену обычно очень условное. Зрители сидят на полу на мягких подушках и могут свободно перемещаться, если при этом не мешают артистам и друг другу. Маленький ребенок не может долго сидеть на одном месте, так что подобный подход помогает ему чувствовать себя на спектакле комфортно.
Во-вторых, время. Бэби-спектакль идет не больше, чем полчаса, что не позволяет зрителям переутомиться и потерять интерес.
В-третьих, сюжет. Обычно в бэби-спектаклях нет четкой сюжетной линии. Даже если спектакль поставлен по литературному произведению, он передает не столько сюжет, сколько настроение. На первый план выходит не фабула, а изобразительно-выразительные средства – музыка, тактильные ощущения, движения, запахи… Дети используют разные способы восприятия мира, активно включаются в происходящее и приобретают новый опыт.
И, конечно, интерактив. Практически все детские спектакли в той или иной степени интерактивны, но бэби-театр – это самый настоящий иммерсивный театр. Зритель здесь полноправный участник происходящего: актеры предлагают пощупать реквизит, выполнить какие-то несложные действия, пообщаться. Но насильно, конечно, никто в спектакль не вовлекает, и если маленькому зрителю комфортно все полчаса сидеть на коленях у мамы или папы – так тому и быть.
Про Дебют
Елки палкиJ) Это было в школьные годы, я была школьницей, это был 10 класс, это был спектакль по пьесе Лобозерова «Семейный портрет с посторонними», в зале были мои одноклассники, меня трепало. Я играла Таню. Я помню свой первый взгляд в зал, как мне было страшно. Помню свои первые гастроли. В школе в это время у меня проходил первый звонок, но я его, конечно, пропустила, потому что у нас был фестиваль в Красноярске. Творческий, ты неделю живешь, общаешься смотришь другие спектакли все тебя любят, все тебя понимают, все такие же как ты. Давайте и я пропала, утонула окончательно. Режиссер предложил мне поехать учиться в Минусинск. Сказали надо - я поехала. У меня кстати очень часто по судьбе так – мне говорят, я послушно делаю, а потом оказывается, что это то, что мне нужно, оказывается мой путь. Это было заочное образование, в тот год не было актерского набора, и поэтому я получила специальность педагог – организатор культурно досуговой деятельности, и поэтому я потом лет двадцать работала аниматором на всех видах праздников. После этого я могу найти выход из самой сложной ситуации, разные бывают случаи. Я человек закаленный.
Про Хобби.
Ну с вязанием у меня туго. В школе, когда девочки шили, а мальчики машину учились водить – газ 53. Я - я! С моим характером! – поспорила с учителем – уж не помню, как так получилось, и я ушла с мальчишками на машину. Я не умею шить, помню трусы там мы шили что ли, а я водила грузовую машину наравне с мальчишками. Сейчас у меня легковая, я вожу. НО хобби… В поездке заграницей я познакомилась с художницей из Красноярска – Венерой Валевской. Я взяла у нее курс практик. Курс называется рисунок в круге. Это про открытие своего я. На листе бумаги рисуем круг. Потом формулируешь запрос на тему, которая тебя интересует и спонтанно в течении короткого времени быстро рисуешь в круге какую-то каляку-маляку. А потом начинаешь рассматривать ее со всех сторон, поворачиваешь этот круг и так и эдак, и вдруг замечаешь – о! глаз, или о! яхта, а потом разгадываешь, чтобы это значило, смысл ищешь. Я даже как-то на заказ делала рисунок. Я помню, рисовала, у меня получилась дама в шляпе на море. И заказчица в том же году поехала на море.
*По слухам, именно так поступал еще в XV веке Леонардо да Винчи. Только для него в роли картинок выступали забрызганные краской стены, небо и облака. Он мог подолгу рассматривать необычные сочетания линий, трещин, пятен, игру цветов. Это давало толчок его творческим способностям.
Про Актерскую мечту.
Я хотела бы сыграть Катарину (пьеса «Укрощение строптивой» Уильяма Шекспира). Для голубых героинь, кажется, поздновато, злодейку – не знаю, а вот сыграть что-то острохарактерное, это да. Мне кажется, я бы даже какую-то мужскую роль сыграла. Что-то такое эх! Типа Д*Артаньяна.
Про себя в 5 словах.
Неугомонная. У меня шило в одном месте, я долго не могу сидеть на одном месте. Поэтому, меня так привлекают люди, которые могут долго сидеть за столом. Перед ними бумага они работают. Мне кажется, это так романтично. Тут у нее ручки, тут бумажки. Я к этому стремлюсь, но пока нет.
Фантазерка. Когда я начинаю работать над спектаклем – я уже вижу его целиком – артистов, костюмы, декорации, музыку.
Жизнелюбивая. Я очень люблю жизнь во всех ее проявлениях, людей, природу.
Терпеливая. Чтобы меня разозлить - не знаю, что надо сделать, чтобы я вышла из берегов.
Первопроходец. У меня так в жизни как-то складывается, что я во многом бываю первой. Вижу цель, не вижу препятствий – это тоже про меня.
Самый необычный подарок.
Это не совсем подарок. Это был детский день рождения. Я была принцесса. А девочке - имениннице было лет 5. Когда ей вынесли торт со свечами и пришло время ей загадывать желание, она говорит: «Пусть у Принцессы все будет хорошо!» – и задула свечи. Я думала, я там разрыдаюсь.
Про театр.
Самое запоминающееся высказывание о театре я вычитала у Константина Сергеевича Станиславского. «Мысль, прежде чем, стала мыслью, была чувством». Для меня это про познание мира через чувство.
Про Мечту.
Я мечтаю полетать на воздушном шаре. Меня очень манит воздух.
Про вдохновение.
Да все. Меня вдохновляют люди, случайно услышанная фраза, рисунок на кафеле, закаты эти немыслимые, облака, которые меняют свою форму. Как у Анны Ахматовой – когда бы вы знали, из какого сора растут цветы, не ведая стыда.
Про профессиональный совет.
Я могу сказать тем, кто идет в эту профессию, надо быть честным. По отношению к себе, к партнёру, к автору. Даже если режиссер ставит про другое, ты должен понимать, что у автора все равно есть зерно, из которого ты можешь вырастить своего персонажа. Важно найти этот баланс, чтобы пазл сложился. Если ты это делаешь честно, то тогда не будет трещин, надрывов.
Про любимый спектакль.
Из того, что играю сейчас, конечно, это Цветаева (спектакль – монолог «Судьба, сотканная из любви»). Потому что это все мое, выстраданное. Потому что этот спектакль до сих пор дает мне возможность открытия. Моя жизнь меняется, я меняюсь, и на какие-то события жизни Марины Ивановны я смотрю по-другому, и каждый раз в спектакле возникают неожиданные новые зоны. Для меня было новье, вот эта 70-летняя еврейка (Роль Елизаветы в спектакле «Мой внук Вениамин»). Потому, что мне не 70, потому что я не еврейка, потому что это срочный ввод, потому что в короткий срок нужно было понять, полюбить, обуздать, не нарушить спектакль. И мне кажется, это удалось. НА последнем спектакле я даже начала ловить удовольствие, начала шутить, отпустила себя, почувствовала свободу. Это как в холодную воду прыгнуть. Сначала ужас, паника и перехватывает дыхание. А потом наступает счастье.