Мария Гнучевская – художник-график, театральный художник, творческий человек, который создаёт игрушки для бэби-спектаклей из серии «Мастерская сказок» для нашего театра.
Училась Мария в Новосибирском художественном училище на отделении «Театрально-декорационное искусство» и в Архитектурно-художественной академии (НГУАДИ), специальность «Монументально-декоративное искусство» (не окончила). Сегодня её основные занятия – это печатная графика и театр. А также акварель, горячая эмаль, кукла, авторские украшения и даже одежда. Творчество художника давно вышло за рамки лишь театральной работы. Кроме того, Мария преподаёт и активно участвует в выставках.
Канский театр дружит с Марией уже год. За это время родилось несколько совместных проектов. Она была художником-постановщиком музыкальной сказки «Пиратский праздник - Новый год» и восточной комедии «Похождения Ходжи Насреддина». После перешла к работе по созданию кукол для наших бэби-спектаклей. А сейчас задействована ещё и в подготовке необычной постановки по знакомой нам с детства сказке «Золотая рыбка», режиссёром которой является Анастасия Неупокоева.
Но сегодня мы поговорим именно о куклах. Мария создаёт кукол, которые оживают в театрализованных постановках, раскрываются в мультипликационных фильмах или просто «живут» у кого-то в интерьере. Такие куклы, созданные руками Марии Гнучевской, «работают» и в нашем театре.
Расскажите о том, как Вы стали «матерью» для героев бэби-спектаклей из серии «Мастерская сказок»? Как случилась эта связь между канским театром и художником из Новосибирска?
Первый раз я приехала в Канск в конце 2022 года в качестве художника-постановщика новогодней сказки «Пиратский праздник – Новый год». Тогда мы и познакомились с Олей (Ольгой Сидоровой/Рукосуевой – режиссёром и артисткой Канского драматического театра). Она собиралась ставить свой первый бэби-спектакль, а у меня уже был некоторый опыт в этом направлении. Мы немного поговорили… Поговорили-поговорили и решили, что у нас хорошо получится. Оля придумала идею, а я декорацию – волшебный теремок для русских сказок.
Расскажите, где черпали вдохновение, идеи для создания героев?
Сказки рассказывают сказочники, а герои в них, конечно, куклы. Они маленькие, не пугают и очень понятны таким же маленьким зрителям. Я очень люблю делать кукол. Редко делаю эскизы, они действительно рождаются и ещё в процессе требуют себе этакий прищур, другие ушки или штаны непременно в полосочку…
Как и из чего создаются игрушки?
Материал может быть разный: шерсть, текстиль, папье-маше. Очень люблю шерсть и технику сухого валяния. Она художественна, образна и отлично передает фактуру сказочных зверей. Делать такие игрушки долго, но получается живо и обаятельно.
Можете сказать несколько слов о каждой игрушке из «Жихарки» и «Колобка», какие они?
Театральная кукла сама по себе – просто игрушка. Конечно, в неё заложен характер, но оживает она в руках актёра. И каждый спектакль куклы (как и актеры) могут быть разными. А каждый зритель увидит образ немножечко по-своему. Я не знаю, какие они. Я их сделала, а дальше они живут сами.
Приоткройте тайну о третьей, заключительной сказке серии. Какие герои появятся?
Волшебный «Теремок» сам выбрал сказку. И в теремочке уже живут: Миша, Волк, Лисичка, Зая… Осталось сделать Мышку, Лягушку и Ёжика.
Видели ли Вы, как созданные игрушки «ожили» в бэби-спектаклях театра? Удалось ли актёрам передать особенности характера?
Смотрела «Жихарку», «Колобка» ещё не видела. Конечно, в куклу заложен характер, присущий её образу, но сказку рассказать можно по-разному. Работа Полины и Алексея волшебна, органична и наполнена любовью. Такой трогательной нежности в работе с куклой я ещё не видела. И Жихарка, и Лисичка удивили меня совершенно новыми черточками.
Можете ли выделить из всех ту игрушку, которая Вам ближе всего?
Люблю их всех. Конечно, больше всего увлечена тем, что в работе прямо сейчас, в руках. Всё внимание, любовь, мысли вкладываю в образ и это очень важно. Один мой учитель сказал: «Безобразно то, что не имеет образа». Но, положа руку на сердце, признаюсь в любви Лисичкам. Всем лисичкам. Они яркие, характерные… Да просто самые прекрасные!
Расскажите подробнее о себе. Кем мечтали стать в детстве и как стали художником?
В детстве всё лето жила в большом доме у бабушки, каталась на велике и купалась в речке… Ходила в школу, студию рисования и театралку. Когда настало время выбирать, зажмурилась и представила себя на сцене или за мольбертом (а больше ничего не умела). Сцену отмела сразу. Стала художником. И не просто, а ещё и театральным.
В каких стилях работаете? С какими материалами больше всего любите взаимодействовать?
Как художник я много чего умею. Больше всего я – график. Печатная графика – каллиграфия и линогравюра – мои любимые техники. С недавних пор гордо ношу звание члена Союза художников России. А любимые материалы соответственно: штихели, типографские краски и большой печатный станок.
Что хотели бы пожелать своим игрушкам, которые переехали в Канск? В каких ещё городах «живут» плоды вашего творчества?
Разные кукольные сказки с моими героями живут в Новосибирске, Прокопьевске, Омске, Серове и Канске. Всем моим куклам желаю не лежать на полочке, а работать и радовать деток.