Актрису театра Ольгу Смирнову точно не назовешь актрисой "одного амплуа". Ее таланта всегда хватало на воплощение десятков разных образов: от настоящих злодеек до интеллигентных дам. «Каждая роль как татуировка, только на душе, остается навсегда с тобой» – делится Ольга. В честь творческого юбилея – 35-летия на Канской сцене, мы поговорили с ней о жизни и профессии.
Ольга Владимировна, как начинался Ваш творческий путь? Поддерживали ли Вас родители в самом начале Вашего становления как актрисы?
Если говорить о родителях, то, конечно, это вызвало недоумение, хотя эти способности я начала проявлять с детского сада. Во всех утренниках мне выдавались главные роли, большие стихи, я активно участвовала в различной самодеятельности. Окончательное решение идти по пути актерской профессии пришло с моим приходом в театральную студию. Изначально, это была небольшая театральная студия в Доме офицеров в первом военном городке, где я родилась и выросла. Именно там пришло первое ощущение своего пребывания на сцене, общения со зрителем. Когда стала постарше начала посещать серьезную театральную студию, которую вели артисты канского театра и супруги Галина Алексеевна и Юрий Николаевич Мингалевы. Эту студию я уже посещала осознанно, у меня уже была мечта, что я хочу быть артисткой, хочу быть на сцене!
Начался мой творческий путь со вспомогательного состава. Было очень непросто. Но я прошла путь с самого первого этапа до Ведущего мастера сцены.
Помните ли Вы свои первые сезоны? Сложно ли было попасть во вспомогательный состав?
Никогда не забуду свое первое прослушивание в театре, присутствовал весь худ.совет, а там сидели такие «монстры театральной сцены», которыми я всю жизнь любовалась и даже не понимала, что к ним можно как-то приблизиться. Я читала стихи, выполняла их задания, так я попала во вспомогательный состав. Какое-то время я была на эпизодических ролях. И первая моя главная роль, была роль Герды в спектакле «Снежная королева», я была юной, хрупкой. Как сказали мне, с ролью я справилась, и дальше уже было много ролей, режиссеров.
Удалось ли осуществить мечту и поступить в театральный институт?
Через три года работы, я все-таки, решила поступить на заочное актерское отделение. Тогда заочное актерское было только в ГИТИСе, я поступала на курс к Элине Быстрицкой. Я прошла первый тур, а на втором она меня спросила, почему такая молодая девушка со всеми данными не идет поступать на очное обучение? А для меня тогда оставить сцену на пять лет было чем-то невероятным. Глупая была, молодая, амбициозная.
«Я набираю сейчас возрастной курс, для людей, отработавших всю жизнь в театре, но не получивших высшее образование. Скорее всего, я вас не возьму» - сразу заявила мне Быстрицкая.
Конечно, тогда я была очень расстроена, обижена, рассержена! Вернулась домой и жизнь пошла своим чередом, так мне и не удалось получить высшего театрального образования. Я считаю, что образование очень важно, фундамент, база, но мне повезло с учителями, которые вели меня в театре. Тогда очень много приезжало в театр хороших артистов, режиссеров.
Своими педагогами на сцене я считаю двух человек – это Борис Белкин, который был главным режиссером этого театра и второй человек – Георгий Константинович Гаврилов, зав.лит.частью, человек с высшим режиссерским образованием, эрудит, большой любитель литературы и истории, который научил меня работать с текстом. Мы занимались около двух лет, прямо у него дома, у него была прекрасная жена Надя, которая всегда встречала радушно. Мы с ним занимались несколько раз в неделю, у них дома стояли вдоль стен огромные полки, полностью заставленные книгами, мы выбирали одну из них и начинали работать.
Я так благодарна этим людям! Я считаю одним из важнейших качеств артиста - умение работать с текстом. Мне это внушили, я это понимаю сама до сих пор, насколько важно, когда актер правильно понимает текст, и правильно его отдает зрителю. Я бесконечно благодарна всем режиссерам, актерам, с которыми меня свела судьба. Каждый из них учил меня. Даже если это был отрицательный опыт, это все равно опыт.
О чем мечтаете в творческом плане?
Хотелось бы мне поработать с одним режиссером, но знаю, что это нереально. Обожаю спектакли Юрия Бутусова, замечательный режиссер. В целом, приветствую любую работу с режиссером, который знает чего хочет и знает, что он хочет сказать зрителю, приезжает готовый к работе. Вообще, я люблю талантливых людей, как сказала Алла Демидова «таланту можно простить все».
Вы так преданы театру, важно ли Вам заполучить именно главную роль, а не эпизодическую?
Роли бывают разные. Конечно, все хотят главные роли, но для меня главное, чтобы получился хороший спектакль. Каждая роль как татуировка на душе, которая остается навсегда с тобой. Иногда вспоминаешь роль, которую играл лет 20 назад и думаешь, что сегодня сделал бы ее совсем иначе. Есть роли, которые меня тревожат до сих пор, как правило, это роли, где я что-то не реализовала. Вообще, театр — это моя мечта. В этом плане я считаю себя счастливым человеком. Я мечтала стать актрисой, и я ею стала. Театр – это моя вторая половина.
Анализ ролей бесконечен?
Мы работаем душой, и она должна быть живой. Душа должна быть открыта ко всему, к горю, к радости, к состраданию, к милосердию. Каждая роль пропускается через себя. Как говорят, играешь роль отрицательную - найди оправдание своему герою, чтобы суметь его сыграть. Так, я искала оправдание Головлевой в спектакле «Головлевы. Страшная сказка». Люблю глубокие пьесы, когда есть в чем «покопаться» и что поискать.
Как Вы отдыхаете?
Отдых – это смена деятельности, люблю землю, что-то сажать, люблю заниматься домом, люблю смотреть хорошие фильмы и слушать хорошую музыку. Люблю хороший чай и хорошие книги. Все, что согревает и обогащает душу.
Счастливы ли Вы?
Мне нельзя обижаться на судьбу: у меня есть дом, прекрасная работа, семья, у меня есть ребенок, у меня есть все, о чем многие только мечтают!
Как вы считаете, в чем миссия театра сегодня?
Еще Н.В. Гоголь сказал: «Театр должен просвещать!». На мой взгляд, именно сейчас это как никогда актуально! В наше время, когда так мало читают и мало знают свою историю, литературу, я очень рада, что театр возвращается к нашим истокам, ведь у нас очень много хороших авторов и прекрасных пьес. Ни в коем случае не отвергаю прекрасные пьесы зарубежных авторов. Я считаю, что именно сейчас наша задача прививать вкус к хорошей литературе, хорошим постановкам. Считаю, что традиции русского театра должны оставаться, что русская театральная школа – лучшая школа в мире. Я считаю, что просветительская миссия – это сегодня одна из главных миссий театра. Главное, найти общий язык с современным зрителем!