Top.Mail.Ru

  • 8 (39161) 2-27-74
  • Касса: 10:00-18:00 кроме понедельника, обед с 13:00 до 14:00

logonew2

КАНСКИЙ ДРАМАТИЧЕСКИЙ ТЕАТР

Интервью с художником-гримёром Натальей Окуловской

В этом сезоне свой творческий юбилей отметает наш художник-гримёр Наталья Окуловская. Она работает в театре уже 25 лет и помогает артистам создавать свои образы, визуализировать их. Как Наталья нашла себя в профессии, в чём заключается её работа и какой грим запомнился на всю жизнь? Об этом мы поговорили в интервью.

Расскажите, в чём заключается Ваш труд?

В театре я работаю уже 25 лет. Кажется, довольно много, но, когда дело любимое, время летит незаметно. Работа моя заключается в том, чтобы помочь артисту в создании образа: нанести грим, сделать причёску из его волос либо подобрать, а иногда и изготовить нужный парик.

1


Кем Вы мечтали стать в детстве, и как судьба привела Вас в эту профессию?

В детстве кем я только не хотела стать! И дрессировщицей, и стюардессой, и библиотекарем, и даже ревизором. Но позже стала понимать, что меня привлекают более творческие профессии. Когда моя подруга устроилась в театр, я стала часто бывать у неё, смотрела спектакли, примеряла парики, присутствовала во время нанесения грима, создания причёсок и пастижа (прим. Пастиж – обобщенное название всех изделий, изготовленных из искусственных или натуральных волос, или из материала, заменяющего волосы. Это парики, шиньоны, накладки, различные баббеты, локоны, усы и др., иначе их называют пастижерные изделия). Это меня увлекло и очаровало. Поэтому, когда освободилось место второго гримёра в Канском драматическом театре, я, не раздумывая, согласилась им стать.

2 Как строится Ваша работа по этапам? Художник рассказывает, какой грим хочет видеть на актёрах, проводится пробное нанесение, набивается рука?

На самом деле всегда всё по-разному, но должно быть в следующей последовательности. Сначала режиссёр с художником приходят к общему решению по гриму и причёскам. Художник делает эскиз. И гримёр уже, отталкиваясь от него, делает пробный вариант. Получает одобрение или поправки и продолжает работу. Бывает, что видение режиссёра и художника не совпадает, тогда нам сложно. А случается, что режиссёр говорит: «Просто сделайте, чтобы было красиво», – и тогда мы уже подключаем фантазию.

3

С чем приходится работать гримёру? Какие материалы используете?

Это, конечно же, театральный грим. Пользуемся и обычной декоративной косметикой. У театра есть возможность приобретать качественные профессиональные материалы, но иногда мы пользуемся и старыми методами – это, например, жжёная пробка или копирка для визуализации щетины. Большую часть постижёрских изделий приобретаем, при необходимости доводим их до нужной формы, окрашиваем, дополняем или убираем лишнее. Всё необходимое оборудование берём в профессиональных магазинах, но я застала ещё те времена, когда щипцы для завивки волос грели на электроплите, так как не было в продаже плоек с тонким диаметром.

 

2 1 2 2


С какими трудностями приходится сталкиваться во время работы?

Самое сложное – это сохранить грим и причёску на протяжении всего спектакля, ведь актёр не стоит статично на сцене, он находится в постоянном движении, часто бывают танцевальные номера. Плюс под софитами жарко. Поэтом очень важно качественно всё закрепить. И с этим бывают сложности.

Как часто актёрам нужна Ваша профессиональная помощь? Наносят ли они грим самостоятельно, приходится ли их этому учить?

Моё участие требуется на начальном этапе, когда грим пробуем. Потом артисты, зачастую, справляются самостоятельно. Не считая сложного грима. Также помогаем наклеить усы, бороду, бакенбарды, сделать причёску или надеть парик.

4 1skel 4 2skel


Какие спектакли в части работы для Вас самые любимые, нелюбимые, сложные?

Как правило, самые сложные работы становятся самыми любимыми. Когда ты вложил больше своих умений, сил, частичку своей души. Они сохранятся в памяти. Например, в спектакле «Старший сын» поставили задачу помесить в причёску актрисы гирлянду. Причём в определённый момент она должна загореться. Это мне запомнилось. И, конечно же, спектакль «Скеллиг», там работы было очень много!


5skel
Режиссер Максим Соколов и художник Анастасия Юдина (справа на фотографии)

Расскажите подробнее о работе над гримом в спектакле «Скеллиг». Нравилась ли эта работа, с какими сложностями пришлось столкнуться?

В спектакле «Скеллиг» режиссёр с художником задумали раскрасить актёров в разные цвета. Все свободные от одежды части тела (руки, ноги, шея, грудь) должны быть покрыты гримом. Мы много экспериментировали, искали лучшие варианты. В итоге лица мы всё-таки решили закрасить театральным гримом, а на теле было предложено использовать гуашь. Но она постоянно трескалась и осыпалась. Методом проб и ошибок мы создали смесь из гуаши, глицерина и геля для душа. Все актёры были красивые и яркие в этом спектакле. Даже монтировщики, которые выходили на перестановку декорации, были в гриме. Наблюдая из зрительного зала, результат работы поражал. Нанесение занимало 3 часа, а после спектакля всё ещё нужно было смыть. Да, было сложно, но оно того стоило.

6 1skel 6 2skel

 

Случались ли во время работы смешные, курьёзные ситуации?

Был случай в прошлом сезоне довольно-таки забавный. Одной из актрис сделали возрастной грим, глубокие морщины, лицо получилось достаточно старческим. И вот она сидит, готовится к выходу на сцену, все коллеги, конечно же, заметили, «как актриса в гриме постарела». Но одна работница театра с плохим зрением не разглядела изменений и спросила: «А ты что, гримироваться не будешь»? Все тогда очень смеялись. А вообще любой грим, особенно на сказки, всегда веселит, потому что артисты обживаются в нём. И с ними не бывает скучно.

7 Пользуетесь ли Вы своими навыками гримёра в реальной жизни?

Знакомые, которые знают, что я работаю гримёром, довольно часто обращаются за помощью с разными просьбами. Замазать синяк, собрать на мероприятие, костюмированную вечеринку, Новый год. Для «Пушкинского бала» готовила двух девушек. Не отказываю в этой помощи, получается интересное общение и хороший результат. Особенно радует, когда звонят после мероприятия и делятся впечатлениями, рассказывают, что их образу делали комплементы.

Поделитесь секретом, как замазать мешки под глазами после долгой трудовой недели? 

Театральный грим тут не поможет. Нужно просто пошире улыбнуться! 

©2024 Канский драматический театр. Все права защищены.