Говорят, что именно 1 мая в сибирской природе начинается настоящая весна. Именно в этот день 100 лет назад на свет появился человек, который так много слов в своих рассказах посвятит именно природе. Это Виктор Петрович Астафьев.
Сегодня Овсянка, село под Красноярском, – яркая достопримечательность региона. Здесь родился Астафьев, здесь он черпал вдохновение для своих писательских творений. Его судьба была непростой. Трудное детство с жизнью на улице, пребывание в детском доме, ранние заработки в стремлении выжить, война... Всё это не сгубило миролюбия автора, а нашло отражение в его повестях и рассказах, как и его любимая бабушка. Виктор Петрович умел ценить простые радости, восхищался разнообразием природы и культуры. Вот что он говорил: «Без поэтов, без музыки, без художников и созидателей земля давно бы оглохла, ослепла, рассыпалась и погибла».
Астафьев не чурался работы и пробовал себя в разных профессиях: был слесарем, дежурным по станции, учителем, кладовщиком и подсобным рабочим. Но в наших сердцах он остался выдающимся российским автором. К слову, первая публикация Виктора Астафьева вышла в газете «Чусовской рабочий» в начале пятидесятых годов. Это был рассказ «Гражданский человек», который очень понравился читателям и вдохновил его писать дальше. С 1951 года Астафьев регулярно печатался. Вот лишь несколько его самых известных произведений: «До будущей весны», «Прокляты и убиты», «Стародуб», «Где-то гремит война», «Конь с розовой гривой», «Царь-рыба» (её образ украшает смотровую площадку в Красноярске).
Олег Ефремов, народный артист СССР однажды сказал об Астафьеве: «В сфере культуры всегда бывают люди, которые становятся своего рода точкой отсчета в творческих, политических, моральных устремлениях общества. Мне представляется, что Виктор Астафьев один из тех россиян, мнение и нравственная позиция которых активно влияют на общественную жизнь.
Я не литературовед, чтобы давать оценку литературному творчеству Астафьева, но его подарок (прим. – засушенный цветок под стеклом) помог мне понять, что же самое сильное в творчестве Виктора Петровича.
Это что-то не деревенское, нет, скорее природное. Несомненно, природа вдохновляет его, но природа именно русская, сибирская, часто суровая, и поэтому он ничего не живописует, ему просто органически неприятна какая-либо искусственность и красивость. Простоту и суровость Виктор Петрович переносит и на человека.
Его героям свойственны искренность, правдивость, врожденное ощущение своей Родины. И если для многих эстетиков поэзия в нахождении красивых образов и понятий, то для Астафьева каким-то внутренним критерием является безыскусственность и полная живая жизнь природы. Это все равно, что сравнивать букет полевых цветов с искусственным букетом бумажных. Ярче, конечно, последние, но они не живые. И мы это сразу чувствуем.
Этот человек, который прожил сложную, суровую жизнь, сохранил в себе свое прекрасное, природное Я, свою личность, которая так благотворно сейчас влияет на всех нас».
Творчество Виктора Петровича переведено на разные языки мира, он удостоен звания Героя Труда, двух Государственных премий Советского Союза, награжден тремя российскими Государственными премиями. Писатель скончался в Дивногорске 29 ноября 2001 года, но оставил потомкам невероятный багаж знаний и творений.
В нашем театре поставлен прекрасный спектакль «Фотография, на которой меня нет» по одноименному произведению Виктора Астафьева. Его показ состоится 18 мая в 18:00. Билеты можно приобрести в кассе театра или ОНЛАЙН. Также у вас есть уникальная возможность во вкладке «Театр онлайн» посмотреть эскизы Канской театральной лаборатории (2018 г.) по произведениям Астафьева «Звездопад» и «Людочка». Кроме того, в фойе театра вы можете посетить выставку книг к юбилею Виктора Петровича Астафьева о жизни и творчестве писателя, которую мы оформили совместно с Централизованной библиотечной системой города. Эскизы и выставка будут доступны до конца мая.