Интервью с режиссёром Яной Селезневой
Режиссёр, который стал известен нашему театру и зрителю после Канской театральной лаборатории 2023 года. Впервые на неё были приглашены 4 режиссёра из разных уголков страны, а не 3. И одним из них была Яна. Она тихо и размеренно взялась за непростую тему, которую оценили критики и зрители. Её эскиз стал спектаклем «Море. Звёзды. Олеандр». Премьера состоялась в конце сентября на открытии 118-го театрального сезона. Но после Яне не суждено было уехать домой, она осталась с нами, чтобы создать ещё один спектакль «Тёмные аллеи» по Бунину. Поэтому мы решили познакомить её с вами поближе.
Яна, расскажите коротко о себе. Где учились, где пригодились?
Первое образование – актерское. Получала я его в Воронежской государственной академии искусств. Затем случился переезд в Москву, театральные открытия и влюблённости, потом 5 лет в ГИТИСе на режфаке, собственно, ещё 5 лет любви и чистого творчества. И… Свободное плавание, в коем сейчас и нахожусь.
Кем мечтали стать в детстве? Ожидания и реальность совпали?
В детстве занималась творчеством, но подумывала о серьёзной профессии какой-нибудь, думаю, не без влияния родителей. Документы для подстраховки подавались во все ВУЗы, но поступление в театральный было на удивление легким, судьба решилась. Поэтому, совпадения не случилось.
В каком жанре предпочитаете работать?
Стараюсь не ограничивать себя подобными рамками. Каждая работа, каждый автор диктуют свои правила игры. Пытаешься найти тональность, ноты, благодаря которым произведение зазвучит.
С каким спектаклем Вы себя ассоциируете (своим или других режиссёров)?
Со спектаклями себя не ассоциирую. Есть спектакли, которые в разные периоды оставляли сильное впечатление. Такими в своё время были:
- «Одна абсолютно счастливая деревня» и «Семейное счастье» в Мастерской Фоменко;
- «Дядя Ваня» и «Евгений Онегин» Римаса Туминаса;
- спектакли Миндаугаса Карбаускиса: «Рассказ о счастливой Москве», «Рассказ о семи повешенных» и «Ничья длится мгновение»;
- спектакли Студии театрального искусства;
- спектакли Юрия Николаевича Бутусова: и «Чайка», и «Добрый человек из Сезуана», и многие другие;
- все, что делает Дмитрий Анатольевич Крымов.
Вы ставите только вечерние или детские спектакли тоже?
Один детский спектакль в копилке имеется – «Мой дедушка был вишней» по прозе итальянской писательницы Анджелы Нанетти, хотя не уверена, что получился именно детский спектакль, скорее семейный.
Часто принимаете участие в лабораториях? Почему Вас притягивает такой формат работы?
Да, лаборатории случаются. Преимущества их в том, что ты не несёшь неподъемный груз ответственности за бюджет, за неоправданные ожидания и прочее. В лабораториях есть адреналин, лёгкость, азарт, мобилизация всех сил и ресурсов, есть возможность попробовать свои силы на любом желанном и неожиданном материале, том материале, который не всегда имеешь смелость предложить театру в силу тех же рисков.
Вспомните впечатления о Канской театральной лаборатории 2023 года. Как это было? Какие эмоции испытали, когда Вам сообщили, что Ваш эскиз готовы поставить?
Было снежно, солнечно, морозно. Было уютно, комфортно, что для меня лично важно. Была суперская команда людей. Никогда не делаю распределение на лабораториях заранее, отсматривая материал, делая кастинг и так далее, полагаюсь на случай. И этот метод редко подводит. Для меня наша банда в «Олеандре» сложилась, с ребятами супер приятно и работать, и общаться!
Вы ставите 2 спектакля подряд в нашем театре. Как Вам такой темпоритм?
Такой опыт у меня впервые и, думаю, повторять его я не буду определённо. Между работами должно быть время, чтобы переключиться, перестроиться, отпустить и начать заново, должен быть воздух.
Спектакль «Море. Звёзды. Олеандр», о чём он для Вас?
О том, насколько сложно и одновременно прекрасно быть подростком. Но взросление наступает неизбежно, у кого-то этот период может затянуться, а у кого-то наступить внезапно. Наверное, взросление – это тот момент, когда ты начинаешь нести ответственность не только за себя, но и за кого-то другого, за того, кто рядом.
«Тёмные аллеи» по Бунину. О чём будет этот спектакль?
Толстой писал Бунину: «Счастья в жизни нет, есть только зарницы его, – цените их, живите ими». Любовное счастье в «Тёмных аллеях» всегда краткосрочно, но оно определяет всю дальнейшую жизнь. Наши герои живут в Париже, в эмиграции. Бессонными ночами они вспоминают, возвращаются мысленно в те места, где когда-то были счастливы. Спустя годы, спустя жизнь, можно сказать, приходит осознание, что мест этих, этих мгновений счастья не так уж и много. Только «та ночь», которая была целую жизнь назад, когда-то, «когда весь город пахнет яблоками». Или «тот холодный осенний вечер» в жизни героини. А остальное – лишь ненужный сон.
Сложно ли Вам смотреть собственные премьеры?
Сложно. Постоянно хочется выбежать на сцену, что-то поправить, что-то изменить.
Какие эмоции испытываете, когда спектакль готов, премьера прошла и вам нужно отпустить его в большую театральную жизнь?
Всегда не хватает времени, всегда кажется, что можно лучше, где-то не придумалось, что-то не освоилось. Возникает ощущение: вот сейчас, наконец, поработать бы, вот только все начинается… И свет, и звук, и декорация, наконец, и артисты более-менее распределились… Но всё. Спектакль уходит в свободное плавание.
БЛИЦ-ОПРОС:
Ваш любимый цвет?
Синий.
Любимый напиток?
Зелёный чай.
Любимое время года?
Весна.
Любимая книга?
Невозможно, слишком много. Если из авторов – это Набоков, Чехов, Михаил Шишкин (из современной прозы).