По следам юбилейной XV Канской театральной лаборатории
Начало зимы традиционно ознаменовалось в канском театре стартом лаборатории. В пятнадцатый, юбилейный раз в наш небольшой город съехались режиссёры и критики из разных городов, чтобы творить и создавать.
Второй год подряд участниками лаборатории становятся 4 режиссёра. На этот раз за лабораторную работу принялись Борис Алексеев (г. Воронеж), Алексей Шавлов (г. Москва), Екатерина Шихова (г. Санкт-Петербург), Александр Черепанов (г. Челябинск). Им была поставлена задача организовать своеобразный «батл», столкновение времён. Режиссёры традиционно прибыли до открытия лаборатории. У них было несколько дней для знакомства с актёрами и пространством, для подбора декораций и отработки эскизов. Они сразу включились в работу.
«Нынешняя лаборатория – столкновение современности и литературы советского времени. Два эскиза по текстам XX века, два эскиза по пьесам XXI столетия. Это столкновение – не бой, а поддержка, попытка создать мостик между настоящим и прошлым, попытка примирить поколения, создать единое поле культуры, склеенное законами гуманности, уважения к человеку.
Во всех этих текстах есть главное: большие рельефные роли для крупных артистов и артисток. Очень хочется надеяться на именно актёрские высказывания, и это под силу канской труппе», – высказывается Павел Руднев, руководитель Канской театральной лаборатории, театральный критик.
На открытии юбилейной лаборатории, помимо сотрудников театра, режиссёров и критиков, присутствовали режиссеры любительских театров с ближайших территорий по кураторством Краевого научно-учебного центра кадров культуры, а также заядлые театралы. В рамках трёх лабораторных дней прошли:
* мастер-классы по технологии «Игра в театр» от режиссёра Анастасии Неупокоевой (г. Новосибирск) для режиссёров любительских театров,
* лекция «Классическая российская пьеса на современной сцене. Типология подводов» от театрального критика и кандидата искусствоведения Павла Руднева для всех желающих,
* показ спектакля «Гоголь. Тени маленького человека»,
* и, конечно же, показы эскизов, в этом году они впервые были доступны по Пушкинской карте.
Эскиз «Март» И. Василевской, режиссёр Александр Черепанов
Почти у каждого есть дом. Но что для нас дом? Квартира? Какое-то конкретное жилище или ощущение безопасности, спокойствия, свободы и присутствие близкого человека... Но иногда бывает так, что дом становится чужим, близкие – далекими, становится невыносимо душно, и уже нет безопасности и свободы, а «чувство дома», наоборот, влечёт вас далеко от места проживания... Где тогда искать близость, свободу и безопасность??? Где тогда искать свой дом? Все эти вопросы попробуем исследовать в эскизе по пьесе И. Васьковской «Март».
Эскиз «Крепкий мужик» В. Шукшина, режиссёр Алексей Шавлов
Античный Герострат в одиночку сжег храм Артемиды. За это его пытали и казнили. Шукшин предлагает свою версию Герострата. Бригадир колхоза «Гигант» Николай Шурыгин с одобрения местной власти и при содействии падких на выпивку трактористов разрушает церковь XVII века. Он рассчитывает на почёт и славу, но получает проклятия от родных и односельчан. Уничтожение архитектурного памятника не становится преступлением. Шурыгин пьет водку с председателем - обмывает поступок. Он будет и дальше бригадирствовать в колхозе «Гигант».
В коротком по объёму, но ёмком по содержанию рассказе, Шукшин ставит беспощадный диагноз своей стране, парализованной страхом. Иррациональная энергия «славного разрушения» - предмет лабораторного исследования «Крепкого мужика» средствами театра. Что это за ужасная сила, обесценивающая и опровергающая гуманизм, здравый смысл и саму жизнь? – вопрос, с которым режиссер идёт к актёрам и зрителям.
Эскиз «Остоженка» А. Мифтякова, режиссёр Екатерина Шихова
Глафира Степановна живет в Москве на Остоженке в своей большой чистой квартире, в маленьком райском саду, среди яблок и бесконечных чашек успокоительного чая с мятой. Оставаться в уютном коммунистическом раю доброй Глафире Степановне помогает плохая память и утешительные байки болтливого фикуса.
Этот рай отчаянно противостоит сомнительным родственникам, чёрным риэлторам, плохим новостям и разрушающейся действительности конца 90-х.
Амнезия как добровольный отказ взглянуть правде в глаза – один из самых верных способов сохранить себя в этом мире. «Я должен сохранить себя для завтра». А завтра не будет.
Эскиз «Уроки французского» В. Распутина, режиссёр Борис Алексеев
История о пятикласснике в послевоенном маленьком городе, который оказался в чрезвычайных обстоятельствах. История о провинциальной учительнице, волею судьбы оказавшейся далеко от дома, и потому (а может, вопреки этому) ставшей такой внимательной и человечной. История о детях, чьи игры безобидны, но опасны.
Рассказ начинается с такой фразы: «Странно: почему мы так же, как и перед родителями, всякий раз чувствуем свою вину перед учителями? И не за то вовсе, что было в школе, – нет, а за то, что сталось с нами после». Вот это оглядывание на свою жизнь назад, с высоты прожитых лет, оценка своих поступков и желаний, рефлексия движет мой замысел. Мне показалось важным постараться соединить эти ощущения и образы, и потому главные роли (мальчика и молодой учительницы) будут играть возрастные актеры.
Доверительный разговор-воспоминание, теплый и трогательный.
Режиссёры смогли поэкспериментировать, поработать с тем, с чем в обычной жизни не всегда удаётся. В этом и есть вся прелесть лаборатории. После каждого показа проходили обсуждения, где режиссёры получали экспертное мнение о своей работе от приглашённого театрального критика Анны Лифиренко (г. Москва), а зрители делились впечатлениями и голосовали за лучший, по их мнению, эскиз. Это тоже особенность лаборатории, когда зритель, так или иначе, причастен к созданию спектакля. Лучшей лабораторной работой в этом году люди назвали эскиз «Уроки французского», ему отдали 92% положительных голосов. И, возможно, нам удастся поставить его уже в следующем году.
Добавим, что закрытие юбилейной Канской театральной лаборатории прошло в уютной дружеской атмосфере. Её участники получили памятные подарки. Также создатели лаборатории, её нынешние и прошлые режиссёры с их работами были отражены в специальной фотовыставке. Сейчас театр планирует разыграть лабораторный мерч среди подписчиков группы «Вконтакте».
05.12.24.