В обновлённом канском драматическом театре состоялась еще одна премьера в стиле "у нас такого ещё не было" Законодатель этого стиля перемен - директор театра Владимир Мясников. Ему принадлежит инициатива выписывать в Канск иногородних режиссёров и актеров. Благодаря этому, в жилах театра забурлила новая кровь с примесями столичных вливаний. По апробированной схеме делался и спектакль "Мэри Поппинс", премьеры которого при переполненных залах прошли на прошлой неделе.
Шоу должно продолжаться
После навороченного "Отелло" от театра ожидали что-то шикарное, благо и материал был выбран благодатный. Получил ли зритель то, чего был в праве ожидать? Об этом мы сейчас и поговорим.
Решение одеть сцену по-скромному (из декораций - полупрозрачная дверь и большой штурвал на переднем плане) как всегда дает надежду вместо богатого антуража увидеть хорошую историю. Минимализм вполне оправдал себя и на этот раз. Ведь весь спектакль делают действия, а не мебель. Поэтому пространство не только не пустовало - мало того, из-за плотности сюжета места не хватало не только на сцене, но и в зрительном зале. И не потому, что в премьерные дни был ломовой аншлаг (ведь постановка всё-таки детская, а своих чад повести на сказку решили многие). Происходящее на сцене часто выплёскивалось в проходы в зале. Поставить приставной стульчик было почти невозможно: администратор предупредил, что "здесь будут работать актёры".
Впрочем, одежда сцены не была такой уж скромной. Первым открытием стала настоящая барабанная установка, обосновавшаяся в уголке. Музыкальный уклон постановки подтвердило и мощное гитарное соло садовника Робертсона Эя, с которого всё и началось. Тут стоит заметить, что не все дети выдержали неожиданно громкого звука от гитары и ударных. Может быть, для следующих показов нужно учесть, что спектакль, хоть и первый в Канске мюзикл, но не рок-концерт.
Известный всем сюжет о прекрасной английской няне и драматургией, и музыкой был схож с известным каждому советским кинофильмом 1983 года "Мэри Поппинс, до свидания". Но в театре, у которого, как известно, возможности в сравнении с кинематографом поскромнее будут, зритель увидел фантастические перемещения в пространстве. Пока отец семейства в исполнении Василия Васина "делал деньги", герои попадали в Африку, к индейцам, они стояли под потрясающим снегопадом, в фонтане из воздушных шариков появлялась и исчезала супер-няня Мэри, трубочист выходил из камина, компас танцевал брейк-данс.
Конечно, наши дети такого ещё не видели. Одноактная пьеса иллюминирует и гремит без пауз, на одном дыхании, и во всем этом в большом количестве участвуют дети. Были только два ребёнка, которых изображали взрослые. Но это были вовсе младенцы подчёркнуто огромных габаритов, явное хулиганство постановщиков, решивших, видимо, пустить сюда дозу смешного абсурда и галлюциногена.
С нетерпением я ждал выхода мисс Эндрю, как всегда ждёшь появления плохого и злого актёра, героя, который, нужно признать, часто интереснее всех.
Поэтому по драйвовости и яркости мясниковская мисс Эндрю, как показалось лично мне, затмила Мэри Поппинс. Внезапная домомучительница была, хоть и коротка, зато неистова и, возможно, сделала отрезок с ее участием одним из самых запоминающихся в спектакле. Ее хард-роковое исполнение "We Will Rock You" Фредди Меркьюри повергло зал в маленький культурный экстаз, замешанный на хорошем юморе. Словно Владимир Мясников в роли тоталитарной "мисс фурии" отыгрался за почти белого и пушистого генерала Отелло. Здесь Мясникову, хоть и немного, но снова довелось поиграть в паре с Татьяной Мамичевой, исполнившей заглавную роль, одержавшей верх над темной стороной, а в Отелло - наоборот, уступившей темному.
Но забудем о темном, потому что наши дети, (да и взрослому зрителю можно ходить на "Мэри" по несколько раз), получили прекрасную, красивую, дорогую сказку. Не только шикарную игрушку, но и полезную для всей семьи вещь, которая учит родителей почаще вспоминать о своих детях.
Ваня Майкл
Когда театр опустел, лишь один веселый мальчик всё никак не мог успоиться. "Хотите, я вам расскажу, как из камина люди появлялись?" Оказалось, это Ваня Помарков, сыгравший Майкла. Как и остальные дети, он поёт в Доме детского творчества, куда на смотрины пришел режиссёр. Там же набирали остальных детей. "Я совсем не боялся. Хочу стать актёром", - сказала нам будущая звезда.
Владимир из Владимира
Перед началом спектакля в зрительном зале я встретил молодого человека, определённо, не канского розлива. Он проявлял заинтересованность и деловитость, с ним мы обсуждали специфику предстоящей фотосъёмки. После спектакля меня провели к режиссёру на интервью, и тогда выяснилось, что это и есть тот парень из зала, который потом снимал происходящее на сцене на видеокамеру.
Владимир Кузнецов учится на четвертом курсе ГИТИСа. Первое образование - актер. "Мэри Поппинс" не первая его работа. Ставил спектакли и в академическом, и в музыкальном, и в молодежном театрах Владимира.
- Почему именно вы и именно это произведение?
- Я был знаком с Романом Ильиным. Однажды раздался звонок. Роман Николаевич предложил мне ставить спектакль. Он же озвучил и тему. Когда я стал изучать текст, к своему удивлению выяснил, что, оказывается, это не одна, а целых восемь книг о Мэри Поппинс. Большого труда стоило превратить всё это в сценичную и интересную драматургию.
- Но влияние фильма нет смысла скрывать...
- Изначально весь проект строился на том, что все песни, музыка и жанровая стилистика взяты у Максима Дунаевского, который давал на это согласие.
- Есть и другие сходства. Эндрю играют мужчины, там - Табаков, у вас - Мясников.
- Не в этом суть, важно, какой характер создан. В кино - больше женоподобный, а мы стремились создать генерала в юбке, который строит всё и вся.
- Как поработалось с канскими актерами?
- По-разному. Иногда попадали в затруднительное положение, но это обычное дело. Репетиция всегда сложный процесс. Если можно кого-то выделить, я бы выделил детей, исполнявших главные роли. Замечательные дети - работоспособные, открытые. Я впервые работал с такой категорией.
- Это очень трудно?
- Не то слово. У детей рассеяно внимание, они не знают театральной эстетики. Приучить их к жёсткой дисциплине бывает невозможно. Мне очень помогли хореограф Наталья Шурганова из Тюмени и все остальные. Один бы я, наверное, со всеми детьми не справился. Некоторые репетиции вгоняли меня в шок. Они столько отбирают энергии! Правда, если с актёрами работать легче, они понимают тебя с полуслова, то дети часто потом переигрывают профессиональных актёров. Если дети что-то поняли, то это навсегда, как у кошек. А актер может утратить то, что он схватил на лету, и на фоне органично играющих детей проиграть.
- Вам не кажется, что дверь, стоящая на переднем плане сцены, много скрыла собой?
- Наоборот, я считаю, что прозрачна и удачно исполняет очертание дома. Возможно, неправильно адаптированы мизансцены. Но у нас удачно использовано всё пространство зала. Работают все проходы и выходы. Вообще в Канске очень удобные камерная сцена и зрительный зал, но "Мэри Поппинс" для них слишком масштабна.
- Какой момент у вас самый любимый?
- Когда в конце дети из зала выбегают к образам своих семей, кричат "мама, папа" и собираются все вместе. Эту пронзительную идею спектакля мы нашли благодаря Роману Ильину, который "собирал" весь спектакль, приехал и "подкрутил расшатанные болты". Это сделало постановку законченной и по смыслу, и по структуре. Есть над чем еще поработать, ведь удерживать детское внимание очень трудно.
Александр ШЕСТЕРИКОВ
"Канский Ведомости" 15 Сент. 2010