Современная премьера.
Новый театральный сезон Канского театра драмы открылся постановкой по пьесе турецкого драматурга Тунджера Джюдженоглу "Лавина".
"Пружина интриги позволяет каждому, кто смотрит этот спектакль, обнаружить в себе страх, который мучает лично его, и понять причину этой фобии, - поделился своими размышлениями руководитель челябинской драмы Линас Зайкаускас. - Эта пьеса близка античной трагедии, когда зритель должен стать судьей и вынести вердикт. На чью сторону встанет зал - общества или личности? Вот вечный вопрос".
Тунджер Джюдженоглу родился в 1944 году в турецком городе Чорум, там же получил начальное и среднее образование. В 1972 году, завершая обучение на факультете лингвистики, истории и географии Анкарского университета, он создал свое первое драматургическое произведение - "Борьба вслепую". В настоящее время Тунджер Джюдженоглу является членом правления Союза турецких писателей, а также членом ряда других союзов и фондов турецких писателей, преподает в консерватории драматическое искусство и пишет статьи в газету "Джумхуриет". Помимо основной работы ведет самый крупный театральный интернет - сайт в Турции, организует театральный фестиваль. Он лауреат многих турецких и международных театральных премий. Драматургические произведения писателя переведены на многие иностранные языки (русский, немецкий, французский, испанский, арабский, японский и другие) и ставятся на сценах более 30 стран мира, в том числе в России, Германии, Франции, Польши, Австралии, США, Бельгии. В Европе Тунджера Джюдженоглу называют "турецким Чеховым". Постановку спектакля по произведению Джюдженоглу "Лавина" в Канске осуществили главный режиссер театра Андрей Луканин, художник Елена Турчанинова, хореограф - Заслуженный артист республики Тыва Орлан Монгуш.
Спектакль Канского театра драмы по пьесе Тунджера Джюдженоглу получился сложным, исполненным боли, подчас переходящей в отчаянье, скорбных раздумий, философских обобщений. В общем, всего того, от чего нас последнее время пытаются отучить телевидение, да и другие средства массовой информации. Здесь зрелище, скажем, непривычное - все словно на острие ножа. Смотреть непросто, настроенный на развлечение зритель пытается смеяться, мозг привычно ищет лазейку к туповатому юмору последних лет, но жестко выстроена сюжетная линия, проходы рушатся, и зритель уже словно наглухо замурован в предложенной заведомо безнадежной ситуации.
Действие происходит в небольшом селении, окруженном со всех сторон массивом гор. Живут здесь в основном старики, молодые предпочитают жить в других местах. Местные жители громко не разговаривают, не смеются, так как звуковые волны могут вызвать сход снежных лавин. Девять месяцев в году - бесшумная жизнь, полная ужаса, вызванного подстерегающей смертельной опасностью. И только в оставшиеся три месяца люди могут кричать, плясать, петь, стрелять из оружия, играть свадьбы и рожать детей.
На беду, зимой в селе осталась молодая семья, ждущая появления ребенка. До безопасного периода осталось еще два дня. Всего два дня. Но ребенок запросился на свет раньше срока. Такое случалось в селении только пятьдесят лет назад. С содроганием рассказывает старая женщина (артистка Галина Латышева) о случившемся в ту давнюю пору. Тогда чтобы сохранить целое селение, сильные этого маленького мирка приняли решение - живьем зарыть в землю беременную женщину. Такого не должно повториться - ведь вся жизнь селения расписана по строгим правилам. И все было рассчитано правильно, только вот предугадать, что малыш может появиться на свет семимесячным, не мог никто. Именно вокруг этой проблемы и разворачиваются все события в пьесе.
Сначала молодая пара пытается все скрыть, но долго так продолжаться не может. Их родители настаивают на том, что нужно вызвать повивальную бабку, а сделать это без ведома совета старейшин невозможно... Как поступят жители на сей раз? У них нет возможности, что-то переиначить в своей жизни: или умрет молодая женщина (артистка Екатерина Соловьева) со своим народившимся малышом, или погибнут они все. Чудовищный выбор, определиться в котором должен прежде всего зритель, заглянув в самые глубинные уголки своего сознания.
Чем дальше смотришь, тем все более убеждаешься, что эта пьеса вовсе не о лавине, она как бы поднимается над реальным миром. Потому, наверное, в пьесе не обозначены ни имена, ни национальность, ни даже религиозная принадлежность героев. Это все мы - со своими страхами, заблуждениями, предрассудками. Все здесь как бы очищено от внешних признаков мира. Это притча, которая касается всех сторон нашей жизни. Заставляет задуматься и определиться в чем-то значительно более важном.
Нужно отметить, что пьеса красиво поставлена. Чуть замедленный темп ее напоминает первые сцены "Сталкера" Тарковского. Сумерки, звуки сна, недолгое движение, едва наметившийся разговор. Все в какой-то полудреме. И в тишине этой рождается надрывное ощущение боли. Усталый, раздраженный мир, где порой уже нет никакой возможности "говорить шепотом". Не потому ли тут и возникает тема "безумного брата", о котором поведал герой Владимира Сальникова? Ощущение такое, что заорать-то хочется всем, пружина натянута до предела, но страх быть уничтоженным, раздавленным заставляет замолчать на полуслове, сдерживать себя даже в самых экстремальных ситуациях.
Возможно, здесь разговор идет о тоталитаризме, возможно - о выборе нашей гражданской позиции. Трактовать можно как угодно. Но то, что пьеса заставляет задуматься, осознать что-то значительное в самом себе, бесспорно. И с этой позиции мы должны только приветствовать ее появление на наших подмостках.