Свою работу нужно просто любить.
В прошлую субботу спектаклем "КинIV" открыл 102-й театральный сезон Канский театр драмы.
Три замечательных мужских роли, которые никак нельзя назвать проходными…. Искромётно, с полной самоотдачей играет артист Олег Мичков, с щемящей надсадностью ведёт свою партию Павел Рубан, полна душевности и удивительной теплоты роль Владимира Сальникова.
Все они были выдвинуты на различные номинации "Театральной весны" 2008 года. Победа в номинации "Лучший мужской эпизод" в спектакле "Кин IV" досталась Владимиру Сальникову. Актёру, чьё имя почти ни о чём не говорит юным любителям театра, но бесконечно много тем, кто оставался неизменно предан Канскому театру, последние тридцать и более лет.
Сальниковы - очень значимое имя на Канской сцене. В далёкие шестидесятые блистал на подмостках нашего театра, тогда ещё в здании клуба им.Дзержинского, Георгий Никандрович Сальников. Много запоминающихся образов создала Вера Яковлевна Сальникова. Начинал в те годы и сам Владимир Георгиевич, ещё парнишкой выходя на сцену вместе с родителями. А потом…. об этом лучше поведает сам Владимир Георгиевич.
"- Я вырос в театре, можно сказать, родился в театре, и так привык к этой атмосфере. Отец работал в Ульяновском театре, в Грозном, потом переезжали во Фрунзе, в Алма-Ата, Усть-Каменогорск, Северодвинск…. Дело в том, что Георгий Никандрович исполнял роль Ленина.
Тогда ведь, если, по партийной линии предлагали, отказаться было не возможно. И где требовался актёр на эту роль, туда его и отправляли.
Вот так и получилось, что добрались мы до Канска.
В то время директором был Андрей Евгеньевич Вронский, после его сменил Александр Адамович Абих. Замечательные личности…. Театр пользовался всеобщей любовью. В начале 60-х он находился в клубе им. Дзержинского. Идёшь в театр перед спектаклем, и уже на подходах к театру, начиная от трикотажной фабрики, стояли люди и спрашивали лишнего билетика. Пока идёшь до театра, у тебя двадцать-тридцать раз спросят. На любой спектакль (не на премьеру) попасть было невозможно. В фойе играл оркестр, работал буфет. Люди приходили за два часа до спектакля послушать музыку, потанцевать. В этом театре я исполнил первые свои роли, детские ещё. В "Кремлёвских курантах" и "Именем революции"…. Беспризорников играл, всякие небольшие эпизоды….
- Как Вы воспринимали театр в детстве?
- О! Я очень любил, когда происходила, как говорится, чистая перемена декораций, закрывался занавес, стучали молотки. Сидишь и с волнением ждёшь, что тебя ожидает в следующей сцене? Помню, сами, сделали поворотный круг. Инициатором был Игорь Догмаров, сын Ирины Ивановны Белозеровой. Актёром работал, талантливый во всех отношениях. Круг крутился не мотором, а ногами: поставили ролики резиновые, настелили четыре слоя брусков, и он шел совершенно бесшумно. Это давало возможность убыстрять смену картин.
- Когда на сцене работал ваш отец, великолепный актер, Вам приходилось сложно? Наверняка сравнивали?
- Безусловно. Это в какой то мере повлияло на мой уход из театра. А ещё…. В театре труд всегда плохо оплачивался, а появилась семья, финансовые трудности. Был актёром, перешёл в заведующие постановочной частью только из-за денег, в свободное время ходил подрабатывал. При окладе 120-130 рублей было трудно. В конце концов, я ушёл в школу, и проработал в школе в общей сложности 25 лет, в посёлке Бор Туруханского района. Потом началась перестройка, всё изменилось.
Переехал в Канск. И все 25 лет вёл различные театральные студии - как видите, с театром не расставался. По сути, актёр и учитель - это смежные профессии. Учитель на уроке актёр и режиссёр одновременно….
А вот когда ушёл на пенсию, подумал: почему бы ни поработать в театре ещё. Ведь это моя стихия. Я даже не ожидал, что буду так востребован в театре, просто шёл сюда заняться любимым делом. А получилось так, что загружен довольно много.
- Как домашние восприняли Ваше возвращение в театр?
- С улыбкой. Мама с небольшим недоумением. Но потом поняла. Я в театр шёл, чтобы побыть дома. Люблю театр - вроде как возвращение на родину….
- А какое-то потрясение после столь долгого перерыва ощущается?
- Нет, мне все знакомо. Насколько мне всё удаётся профессионально, я не могу судить. Восстанавливать форму мне, конечно, пришлось - ведь уже за 60. Но стараюсь не отставать от молодёжи.
- Каким нашли театр после столь длительного перерыва?
- Трудно сравнивать. Я ушёл в 1986 году. Планка, на мой взгляд, театральная упала сильно. Отношение…. Театру нужно служить преданно, не отвлекаться на какие-то посторонние вещи, не связанные с театральной деятельностью. Я понимаю актёров, которые подрабатывают на телевидении…. там находят родственные специальности, но когда человек занимается посторонним делом, это, на мой взгляд, мешает.
- Вы пришли в театр два года назад. Какие отношения сложились с коллективом?
- Нормальные. Я с уважением отношусь ко всем. Театр- это такой организм, который всегда бурлит. Интриги, какие-то коллизии. Коллектив у нас хороший, люди творческие, работают с желанием. Но само отношение к театру, как к искусству в обществе снизилось. Театр перестал быть тайной. Вся жизнь актёров раньше была окутана ореолом таинственности. А сейчас все это стали выносить…. И телевидение, и средства массовой информации всю эту кухню стали подавать как бы изнутри. И люди потеряли интерес к театру. Сейчас телевидение, компьютерная графика, кино совершили такой переворот в сознании людей, что их трудно чем-нибудь удивить. Единственное, что остаётся - непосредственное общение, прямой контакт артист - зритель. Это ещё создаёт какую-то атмосферу театральности….
- А на сколько вам близка роль Соломона в "Кине",если, конечно, близка?
- Она мне очень близка. Соломон-человек добрый, любящий театр, провёл там всю жизнь…. Суфлёр - вроде, небольшая должность, но он человек театральный и это мне понятно. Он живёт интересами театра и любовью к Кину. Я люблю такие роли, которые навеяны теплом душевным. Театр нужно просто любить, понимать и знать его. Все же идёт от того, насколько любит человек исполняемую работу….
- Удачи вам в новом театральном сезоне, Владимир Георгиевич!"
Владимир Борисов.