«Канские ведомости»
24 Янв. 2013
Театральный черновик
Александр ШЕСТЕРИКОВ и Ирина САМОЙЛОВА
10 Янв. 2013
Как мы уже рассказывали, в декабре в Канске в четвертый раз проходила театральная лаборатория. Подобные мероприятия призваны знакомить публику с новыми тенденциями современного театра.
К тому же это хорошая возможность «размяться» нашим актерам и режиссерам, взглянуть на свою работу с иной стороны.
Точка, док...
Я люблю театр, и мне, разумеется, нравится писать про него. Поэтому в мои планы входило освещать эту лабораторию, по счету четвертую, но первую для нового директора канского драмтеатра Веры Сазоновой. И вышло так, что в эту лабораторную историю я вляпался (в хорошем смысле!) даже больше, чем планировал, и начался для меня этот эксперимент раньше, чем для зрителей.
Началось всё с того, что мне позвонили из театра и поинтересовались, не хочу ли я сыграть в читке-показе пьесы, которую ставит немецкий режиссер. Играть (или читать) предстояло журналиста. Я рассудил, что не я это придумал, актер из меня никудышний, но им там виднее, если позвали. И согласился...
Вскоре предстал перед своим режиссером. Почему-то думал, что он окажется мелким и худым, а ко мне навстречу вышел человек в более... солидном исполнении. Да и каким же еще должен был быть Георг Жено?! Это был именно он, немецкий режиссёр, актёр, снимавшийся у Петра Тодоровского в «В созвездии Быка», художественный руководитель театра им. Йозефа Бойса, один из создателей экспериментального московского театра «Театр.doc».
Но всё это я выяснил немного позже. В том числе и про «Театр.doc», которым очень сильно интересуюсь в последнее время, только еще не удалось пока попасть на его спектакли в Москве. А тут, в Канске, сразу в руки один из тех, кто создавал этот театр и одну из известнейших его работ, «Час восемнадцать», пьеса о гибели в тюрьме юриста Сергея Магнитского, который не был даже осужден. Спектакль сделан на основе тюремных дневников и писем Магнитского домой и проч. Кстати, сейчас готовится продолжение - «Час 18 - 2012». «Час восемнадцать» - это время, в которое умирал человек.
Это театр-вербатим, документальный театр, спектакли полностью состоят из реальных монологов или диалогов обычных людей, перепроизносимых актёрами. В таком вот спектакле предстояло сыграть и мне.
Шум
- Саша, вы нам подходите, - сказал Георг, когда я прочитал пробный отрывок пьесы. - А можно, вы будете на все репетиции приходить в этой же куртке, она идёт к вашему образу.
Пьеса «Шум» - дебют московского драматурга Екатерины Бондаренко. Из-за него я не смог насладиться другими работами лаборатории, но зато в «Шум» погрузился с головой. История, как и подобает документальному театру, совершенно реальная. Автор пьесы сама лично выезжала в Челябинскую область, в городишко Верхний Уфалей, где общалась со свидетелями и участниками преступления, произошедшего несколько лет назад. 16-летний парень убил из обреза одноклассника. Причина, вроде, в кляксе, которую тот оставил ему на рубашке. Юный убийца, который еще и оказался философом на буддийской платформе, сейчас содержится в закрытой психиатрической клинике под Смоленском. Отца даже приглашали на премьеру в Москву.
Мне предстояло изобразить челябинского журналиста, который решил «нарыть» в этом городке «жареных» фактов, чтобы сделать ядреный текст и на этом капитале уехать работать в некое московское «желтушное» издание. Образ, в общем-то, классический, и не секрет, что многие (да и не только журналисты) стремятся сорваться из заунывных провинциальных просторов в столичную жизнь. В какой-то мере играть нужно было самого себя, плюс место действия по своей депрессивности также напоминало родной город. Возможно, поэтому немецкий режиссер и решил в последний момент ставить именно «Шум». Изначально в программе лаборатории была заявлена другая пьеса.
Как известно, непременным условием читки является то, чтобы это была именно читка пьесы, с листами в руках, и чтобы никакой игры, а лишь отстраненное произнесение текста. Только эскиз спектакля. «Стоп, вы играете!» - часто прерывал чтение режиссер. «Не переводите дыхания на моих спектаклях, это дешевый сериальный прием!».
При этом всё-таки нужно было включать и эмоции, и экспрессию. Находить грань сложно, поэтому приходилось просто выполнять требования Георга. Я скажу ему комплимент как профессионалу (с другими не работал), когда охаректеризую те дни, как тотальную немецкую дотошность, жертвой который стал. Скажу лишь за себя, актерам было, наверное, легче. И спасибо им за поддержку и понимание!
Почти сразу стало ясно, что играю я типа весьма неприятного, спаивающего людей, чтобы получить информацию. Ну раз уж работа такая, что ж поделать! Да и сама обстановка была гнетущей - мрачный город, плохая экология, социальная напряженность. Пространством действа послужил темный тупик в коридоре театра. Но главным испытанием для меня было не это.
Оказалось, что мне предстоит много и тяжко ругаться матом. К сожалению, нельзя сказать, что сквернословие мне абсолютно чуждо. Но... Чтобы вот так, при всём честном народе, который соберётся в выходной день посмотреть на наш лабораторный труд...! И ведь могут прийти мои учителя словесности и многие другие. Не думал раньше, что способен «париться» из-за этого. Причем меня самого не шокирует ненормативная лексика в современном театре или литературе, я вполне понимаю её функционал и право на существование. Но здесь-то нужно самому лично рот раскрывать. Я ещё спросил у Жено, не погонят ли нас отсюда, а он говорит: «Саша, всё нормально, я еще и не такие спектакли ставил, к тому же здесь будет куратор министерства культуры, он в курсе».
Кстати, по замыслу режиссера, спектакль должен был заканчиваться исполнением канским хором ветеранов реп-песни группы «Каста». Ветераны предсказуемо отказались, а немец удивился этому факту. «Я бы разрушил границы между всеми художественными коллективами, которые есть у вас. Здесь столько талантов, которые разобщены. Можно было бы на базе, например, театра делать столько всего совместного и интересного», - с грустью сказал мне Георг во время очередного перерыва. Я пытаюсь возразить, что творческие люди и так не сидят без дела, а Георг всё равно недоуменно пожимает плечами.
О да, кроме чернухи в спектакле было много всего: и «достоевские беседы», и даже сравнительно позитивный финал, который оставил больше вопросов, чем ответов. Разумеется, обсуждение после показа уперлось не только в насыщенную повестку дня, поднятую в пьесе, но и в недовольство мрачностью, безысходностью и матерщиной со сцены. Хотя пласт проблем, поднятых в пьесе, таков, что черт ногу сломит. Слишком много шума, как сказал один из героев пьесы. Через него нужно продираться. А в буддизме, говорят, главное тишина.
Каренин
Глеб Черепанов, молодой режиссер, окончивший курс Фокина-Рощина в Щукинском училище, поставил эскиз спектакля «Алексей Каренин» по мотивам романа Льва Толстого «Анна Каренина». Так же, как и в «Царе Эдипе», зрителям поставили стулья на сцене, а действие происходило в зрительном зале. Такое «извращение», как может кому-то показаться, совершенно оправдано, учитывая вывернутость сюжета наизнанку. Здесь мы наблюдаем за метаниями и переживаниями мужчины, мужа, а не классической Карениной. Вдобавок актер разыгрывал свои мизансцены словно на кресте, в который сложились продольный и поперечный темные проходы зрительного зала. Многие потом говорили о том, что это словно Каренин смотрит драму женщины, а зрители следят за наблюдателем.
Про мою маму и про меня
Пьеса московского драматурга Елены Исаевой «Про мою маму и про меня», которую на лаборатории поставила также московский режиссер Анна Потапова - это такое школьное сочинение, воспоминания о разговорах автора со своей мамой. В обсуждении активное участие приняла молодежь.
В отличие от остальных эскизов, здесь получилась добрая лирическая работа. Вместе с героями вспоминаешь трепетные моменты его жизни, а комплексы и неудачи были у всех.
Искусство в тени
Желающие посмотрели фрагмент моноспектакля «Царь Эдип» древнегреческого драматурга Софокла.
Моноспектакль - это всегда невероятно интересно: гадаешь, как один актер сможет подать сразу несколько персонажей, а главное, удержать внимание публики. Необычно было сидеть на сцене и сверху взирать на темный зрительный зал. Но еще более захватывающе, когда в темноте появился маленький столб света, осветивший хрупкую фигуру. Поднявшись на сцену, парень, встав спиной к залу, расстелил на полу небольшое полотно и встал на него босыми ногами. Все действия отрывка «Царь Эдип» проходили в рамках этого маленького клочка материи. Такой невероятный, горький и запутанный сюжет, масштабный, в рамках нескольких метров. В маленьком пятачке света озарилось лицо актера, и зрители синхронно ахнули: «Да ладно!» В ожидании спектакля он все время стоял со зрителями у дверей, словно приглашенный гость. Он находился среди тех, кто так жаждал его увидеть, но его особо не замечали. Начался сам спектакль.
Интересный режиссерский ход - автор перевоплощался в различных героев с помощью простого тамбурина (бубна). Инструмент был и дубиной, и короной на голове царя, и словно злая ирония - миской для милостыни, кандалами.
Так убедительно, что постоянно приходилось задумываться, а точно ли передо мною тот, на вид совсем молодой парнишка, который стоял в коридоре. А главное - актер был на шокирующе близком расстоянии. Были видны его дрожь, слезы, капельки пота, белые из-за грима. Спектакль закончился, и актер скрылся в тени зала, а затем свет и вовсе погас. А когда его включили снова - всё волшебство пропало, оставив впечатления. И некоторые из них были весьма отрицательные.
Дело в том, что во время действа некоторые учащиеся одного из учебных учреждений Канска, которых пригласили в театр, показывали уже свой спектакль - «Невежи на выгуле». Всё мероприятие они перешептывались, хихикали, игнорировали просьбы выключить телефоны. Уселись они на самый первый ряд. У одной мадам даже хватило ума, когда герой поднял на нее взгляд, грубо сказать в полной тишине «Не смотри на меня»! После спектакля девушки, которым я посоветовала лучше сходить на фильм, а не в театр, заявили, что не знали. Чего не знали - пояснять не стали. Что в театр идут?! Дверь перепутали что-ли?! Как всегда, стало стыдно за молодых людей, которых, скорее всего, принудительно загоняют в театр. И что в итоге из этого выходит?